Засекреченный земляк
В Администрацию Смоленской области поступило обращение от инициативной группы смолян с рядом предложений, направленных на увековечение памяти об одном из основоположников советской космонавтики, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий Борисе Николаевиче Петрове.
В обращении, в частности, говорится об особой исторической роли Смоленского края в деле освоения космоса (здесь родились первый космонавт планеты Земля Ю.А. Гагарин, ученый Б.Н. Петров, стоявший у истоков создания космической науки; смоленские предприятия работали, выполняя заказы космической отрасли.
Сегодня мы знакомим своих читателей с Б.Н. Петровым.
Родился Борис Николаевич Петров (на снимке справа) 11 марта 1913 года в Смоленске. Детство его не было легким, он рано лишился родителей.
В детстве очень любил читать, рисовать, с большим интересом учился в школе. Ее Борис окончил досрочно в феврале 1930 г. Он начал работать счетоводом в одном из колхозов Ярцевского района, т. к. школа, которую он окончил, была с бухгалтерским уклоном. Проработав в колхозе несколько месяцев, будущий ученый уехал в Москву, куда его пригласила тетя Мария Владимировна. В Москве он хотел поступить в МЭИ. За несколько дней Борис собрал все необходимые документы и справки. Секретарь долго вертела их в руках, придирчиво читала автобиографию, и вдруг огорчила парня: «Принять документы мы не можем. Поработайте на производстве годик-другой, потом приходите».
А не приняли его в вуз, т. к. в то время не принимали детей служащих. Его мать была врачом в Духовщине, а отец – бухгалтером. Правда, мать Вера Владимировна умерла в 38 лет, когда Борису было лишь 6 лет, а его сестре Тамаре 4 года. Вера Вадимировна была врачом не только по профессии, но и по призванию.
Работая во время эпидемии сыпного тифа, заразилась, и умерла 23 августа 1919 года. Интересно, что Борис Николаевич тоже умер 23 августа, но только 1980 года.
Когда у него не приняли документы в институт, он очень расстроился, домой вернулся чуть не плача. Тетя его успокоила, как могла, и сказала, что институт не уйдет от него, если будет настойчив. Она посоветовала ему поступить в ФЗУ, а потом поработать на производстве. Осенью того же года, Борис поступил в школу ФЗУ завода имени С. Орджоникидзе. В 1933 году он снова собрал все необходимые документы для поступления в МЭИ и поступил на электротехнический факультет, который окончил с отличием в 1939 году.
Учиться Борису было трудно, жили с тетей в пятиметровой комнатушке. Часто приходилось работать по ночам, т. к. дня не хватало. Кроме того, он занимался ежедневно со слабоуспевающими студентами. Общественных нагрузок было не мало. Во время выборов в Верховный Совет РСФСР был агитатором. Вел занятия по техпрому на электрокомбинате. Время было тяжелое, и поэтому часто приходилось подрабатывать, чтобы были деньги на хлеб.
«По окончании теоретического курса, – вспоминал Борис Николаевич, – я чувствовал себя настолько подготовленным, что мог взять для дипломного проекта достаточно сложную тему, и остановился в своем выборе на вопросах автоматического регулирования горения в котлах. При разработке этой темы мне пришлось провести теоретическую, расчетную и экспериментальную работу, которая мне много дала». Дипломный проект он писал под руководством своего учителя академика Виктора Сергеевича Кулебякина. Проект был признан выдающимся. Газета «Правда» за 28 апреля 1939 года писала о том, что проекты восьми студентов, в том числе и Б. Н. Петрова, государственная экзаменационная комиссия отметили как выдающиеся. Некоторые из этих работ представляют серьезные научно-технические трактаты. В 1939 году после окончания МЭИ Борис Николаевич по предложению В. С. Кулебякина был направлен на работу в Комитет телемеханики и автоматики АН СССР.
Борис Николаевич всю жизнь учился сам, учил других, много писал, еще больше читал. За свою жизнь он собрал большую библиотеку научной литературы. Она хранилась в кабинете академика. Многие книги были подарены Б.Н. Петрову его товарищами по науке, учениками, другие были куплены семьей Петровых. Библиотека эта была уникальной. Более тысячи книг по математике, физике, кибернетике, радиоэлектронике, автоматике и телемеханике, космонавтике и астрономии, по общетехническим дисциплинам. Большинство из них с дарственными надписями авторов.
Мало кто из смолян знает об академике Петрове Б.Н. Его имя долгое время было под грифом «секретно», он скорее относился к небожителям, так как был на вершине научной элиты страны.
Но те, кто его знал близко, кто с ним встречался, работал, сохранили о нем память как о человеке гениальном, талантливом и в тоже время очень душевном, простом. Академик В.А. Котельников, вице-президент АН СССР писал о Борисе Николаевиче: «Во-первых, обладал талантом исследователя, что, конечно, каждому научному работнику необходимо, а в Борисе Николаевиче это было особенно развито. Кроме того, он обладал еще замечательным свойством – это понимание идей других. Он развивал и поддерживал не только те идеи, которые сам высказывал, но и те, которые высказывали другие».
Петров был членом государственной комиссии, участвовал во всех ее заседаниях, включая торжественное заседание, на котором решался вопрос о запуске космического корабля «Восток» с человеком на борту, его подпись стояла под решениями комиссии о запусках пилотируемых кораблей. Именно Институт автоматики и телемеханики, который возглавлял Б.Н. Петров, в начале пятидесятых годов получил задание разработать системы регулирования для ракетно-космических комплексов. С этого времени Борис Николаевич тесно сотрудничает с Сергеем Павловичем Королевым. С 1965 года он возглавляет международную программу «Интеркосмос», в рамках которой были осуществлены полеты космонавтов многих стран и совместный советско-американский полет Союз-Аполлон. С 1979 года Борис Николаевич вице-президент Академии Наук СССР. (Из смолян только два человека избирались на такой высокий пост, включая академика Б.Н. Петрова.)
Борису Николаевичу Петрову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, удостоен Ленинской и Государственных премий СССР. Его деятельность нашла широкое международное признание. Он был действительным членом Международной Академии астронавтики, иностранным членом Чехословацкой, Венгерской, Болгарской и Польской академий наук, был удостоен ряда иностранных орденов, золотой медали Национального центра космических исследований Франции.
В августе 1980 г. безвременная смерть унесла Б.Н. Петрова, полного творческих сил. Мы можем по праву гордиться своим земляком, выдающимся ученым, верным сыном Родины, человеком большой душевной чистоты и обаяния.
Л. АНТОНОВА (по материалам музея лицея № 1 г. Смоленска)