История любви
Во время войны белорусская деревня Новые Крюки Витебской области насчитывала более тысячи человек. Захватив деревню, немцы разместили в ней отряд жандармерии и комендатуру.
К тому времени в районе уже сформировались группы сопротивления врагу. Среди местного населения нашлись и такие, что пошли на службу к оккупантам в качестве полицаев. Они следили за каждым двором, пытаясь выявить подпольщиков и ушедших в партизаны сельчан.
Однажды полицаи во главе с гестаповцем ворвались к женщине с дочерью, поселившимся в деревне незадолго до войны, чтобы поймать «партизанского лазутчика». К дочери этой женщины и правда приходил парень. Но кто он – житель деревни или нет, – девушка не знала: новоселка пока не запомнила всех односельчан. Однако, услышав лай собак, девушка спрятала своего гостя под полом. Немец и полицай обшарили все, но парня не нашли. Тогда гестаповец сел на лавку у стола и поманил собаку по кличке Курт. Та подошла и растянулась прямо на входе лаза в подпол. В это время в хате находился соседский мальчик лет пяти. Гестаповец подозвал его и спросил на ломаном русском: «Где прячется чужой дядя?»
«У Курта под хвостом», – молниеносно выпалил мальчишка, с детства приученный говорить взрослым правду, но сообразивший загадать такую вот загадку, спасшую несколько жизней. «Ах ты, гаденыш», – старший из полицаев замахнулся на мальчика. Но гестаповец его остановил, мол, парнишка не понимает, о чем его спрашивают.
После обыска в хате встречи влюбленных проходили в лесу у дуба близ болота. На одну из таких условленных встреч девушка почему-то не явилась. Не пришла она ни на второй, ни на третий день. Парень встревожился. Ожидая любимую, он на стволе дуба вырезал охотничьим ножом слова «Я люблю тебя» и поставил в конце четыре точки, обозначающие дорогое имя. Однако вырезанные слова все равно стали западней: полицаи увидели свежую надпись и устроили у дуба засаду. Они хотели взять парня живым и доставить его в комендатуру. Но тот, ожесточенно обороняясь, ножом уложил двоих. Тогда по партизану открыли огонь и всего изрешетили пулями. Тело парня полицаи не забрали, хоронила его девушка. Ни фамилии любимого, ни откуда он родом, она не знала, а после войны уехала с матерью на Украину.
Жители деревни позже перенесли прах молодого партизана в братскую могилу. Но старожилы-новокрюковцы помнят и поныне место временного захоронения, называя его «партизан». Помнят и эту историю любви. Но кто был тот парень, неизвестно.
Весной 2014 года, проезжая мимо на легковом автомобиле (ездила с племянницей на малую родину), я сама видела тот дуб с буквами, зарубцевавшимися корой. Нашелся и тот пятилетний мальчик, ныне 82-летний Виталий Семенович Орлов, который напомнил мне об этой истории.
А я поведала эту историю вам, уважаемые читатели районной газеты.
Людмила Грецкая, п. Голынки