Комиссару Мельникову посвящена
Из названных в честь людей и событий Великой Отечественной войны эта улица самая далекая от центра нашего города. В 1956 году западнее усадьбы МТС был открыт новый поселок, названный в честь смолянина поэта-песенника Михаила Васильевича Исаковского. Чуть позже – 2 июня 1958 года – в строящемся поселке появилась и одноименная улица – Исаковского. А спустя 11 лет – 21 мая 1969 года – в результате перепланировки ее правой стороны здесь образовалась еще одна улица в честь Евдокима Николаевича МЕЛЬНИКОВА, одного из героев уже нашей малой родины, комиссара партизанского отряда, погибшего в годы войны на руднянской земле.
Пять лет стройки. Полвека на карте Рудни
Если остановиться в самом начале улицы Мельникова, можно увидеть ее всю: шесть домов на левой стороне, семь – на правой. Учитывая, что дом № 2 имеет соседними 2а и 2б, здесь всего 11 порядковых номеров строений. Завершает улицу перпендикуляр возвышающейся железнодорожной линии, до которой рукой подать. В таком виде эта улица существует уже полвека, почти столько же всем ее домам.
51 год назад почти все это место было огромным лугом. На соседней довольно молодой улице Исаковского совсем недавно люди завершили возведение своих домов. Вся Рудня в это время активно строилась, осваивались ее окраины, и свободного места под частный сектор оставалось все меньше. Поэтому в поселке имени Исаковского, как и во многих других районах города, было решено провести перепланировку. Левая сторона улицы Исаковского осталась нетронутой, а вот участки правой урезали с 15 до 6 соток. Так здесь образовалась левая нечетная сторона будущей улицы Мельникова. По 6 соток отвели и на участки с правой стороны, а дальше разметили места для огородов жильцам многоэтажных домов. Вспоминая то время, люди рассказывают, что участки и огороды были усыпаны сплошными кочками на сырой, болотистой почве, и, чтобы сделать ее пригодной для жизни и земледелия, сюда потребовалось привезти не одну машину земли и песка.
Как бы то ни было, новая улица выросла очень быстро. Менее чем за пять лет люди застроили ее небольшими типовыми одноэтажными рублеными, щитовыми и кирпичными домами. Только два из них – двухквартирные – были построены, как жилье для своих рабочих, организацией Сельхозхимия, располагавшейся за железной дорогой. В одном из них жил и ее начальник Василий Иосифович Шуняков.
Свой «хуторок»
Представить себе жизнь на Мельникова в самом начале ее истории – в 70-е, начале 80-х – несложно, но в наше время подобных улиц в Рудне уже нет (новые сейчас не открываются). Вроде бы, все население составляли всего 13 семей, а тупиковая дорога не предполагала частых прохожих, но благодаря тому, что все новоселы были молодыми и почти в каждой семье росло по двое детей, здесь было довольно оживленно.
Студенковы, Филипенковы, Астаховы, Шуняковы, Ольшанкины, Горбатенковы, Коротюк, Григорович, Журовы, Рыбаковы, Путенковы, Викарий – эти и другие семьи вместе прожили здесь не один десяток лет, по-соседски деля радости и помогая друг другу в трудные дни. «Жили своим хутором», – рассказывают женщины.
А вокруг действительно было не так много жилых домов. Вилочка Исаковского с западной стороны, вот, пожалуй, и все. До улицы Мельникова, направо и налево от дороги к ней, находился довольно большой луг, на некотором отдалении справа, за кустарником – вырытый в качестве противопожарного для МТС котлован, основательно заросший сегодня, а в то время там можно было купаться и даже ловить рыбу. За улицей до железной дороги сразу после огородов – еще один луг, где пасли коров, которые были у многих на соседней улице Исаковского, а на Мельникова всего одна – у Зинаиды Ивановны и Василия Николаевича Григорович.
Кстати, Василий Николаевич уже становился героем одной из заметок в нашей газете, в 1973 году, когда отмечалось 30-летие освобождения Рудни и наши корреспонденты разговаривали с ударниками труда на улицах, носящих «военные» названия. (Тогда здесь стояли новые срубы и начиналась регистрация домов.) Вот что он рассказал: «Скоро будет год, как наша семья справила новоселье. Я был третьим, кто построился на этой улице. Отец мой, Николай Максимович, после освобождения Рудни был послан сюда на восстановление железной дороги. С 1943 года он работал здесь старшим мастером пути. Помня наставления отца, из всех профессий я тоже отдал предпочтение профессии железнодорожника. Четвертый год работаю машинистом тепловоза, вожу составы с грузами в Рудню и из Рудни.
Смена дежурной по станции Е.Ф. Рябининой, в состав которой входит наш тепловоз, подготовила хороший подарок к освобождению города. Только в августе коллектив смены обеспечил погрузку и выгрузку сверх задания 87 вагонов, а весь коллектив станции Рудня – почти вдвое больше этого. Нам удалось также снизить в августе простой местного вагона в среднем против нормы на 3,4 часа».
Вдоль железной дороги протекала речушка, больше похожая на ручей. Воды в ней и тогда было немного – по пояс, но рыба водилась, а сейчас речка совсем обмелела и заросла. Чтобы пройти к железнодорожной линии, которую часто использовали как короткий путь в город, жители построили два мостика-перехода – в конце улиц Исаковского и Мельникова (и сколько его ни разрушала вода и ни разбивали мотоциклисты, он сохранился до сих пор).
Видя, сколько предприятий, окружающих улицу, закрылось, можно отметить, что сегодня свой негласный статус хутора Мельникова подтверждает еще в большей степени. За речкой, восточнее, перед нефтебазой, в советское время находились организации Заготзерно и Заготконтора, где в уборочную пору сушили собранный на руднянских полях урожай. Здесь временно хранили овощи, семечки, зерно и муку. Сейчас там остались только склады.
То же произошло и с хозрасчетным строительным участком (южнее улицы), и с располагавшейся напротив него огромной организацией МТС, позже ставшей Сельхозтехникой и давшей название всему поселку. В свое время там работало немало мужчин, в том числе и с улицы Мельникова. СХТ просуществовала до конца 90-х, а потом ее строения поменяли свое назначение. Вместо мастерских для сельскохозяйственной техники, СТО и ремонтных цехов сейчас на этом месте располагаются обувная фабрика «Росвест», завод железобетонных изделий, предприятие по выпуску косметики «Северина», пилорама, пункт приема металлолома.
Та же улица, только без освещения и водопровода
– Как выглядела улица в начале своей истории? – обязательный вопрос всем старожилам.
– Почти как сейчас.
Основное ее отличие от современной – в том, что в начале 70-х на ней не было фонарного освещения, водопровода, и дорога была значительно ниже. Весной и осенью она размокала, и людям постоянно приходилось носить с собой сапоги. Все мужчины имели рабочие профессии, в основном были водителями в СХТ, трудились и на железной дороге, на промкомбинате, в Сельхозхимии; то один, то другой, старались договориться, чтобы привезти шлак, песок, не раз отсыпали проезжую часть, укрепляя дорогу и поднимая ее уровень, тем более что тупиковую улицу чужой транспорт не разбивал.
Из средств передвижения сначала были только велосипеды, но каждый хозяин старался обзавестись своей серьезной техникой. Так у семей появились мотоциклы. «Иж Юпитер» с коляской в то время вполне заменял автомобиль. А вот в середине 80-х семьи стали покупать машины: «ГАЗ-69», «москвичи», «жигули».
Что касается воды, то сразу пользовались колодцами. Первый – в середине улицы – был общественный, потом появились и другие, у домов Путенковых, Шуняковых (хозяин строил его сам, но пользоваться разрешил всем). Сейчас почти к каждому дому подведена вода (водопровод проводили сами около 15 лет назад от трубы Сельхозтехники). И после тридцати лет без нее очень радовались этому небольшому комфорту.
Жизнь детворы и железнодорожные истории
Непосредственная близость железной дороги стала еще одной особенностью улицы Мельникова, как и расположенных рядом Исаковского, Толстого.
По стуку колес проезжающих составов можно было сверять часы, ведь за несколько месяцев расписание поездов запоминалось само собой. Первый пассажирский – дизель – шел в пять утра, потом проходил поезд «Рига–Орел», за ним – «Калининград–Москва», затем – смоленский.
Но их шум со временем мешать переставал, а вот к грузовым составам, идущим днем и ночью, привыкнуть было почти невозможно. Они-то до сих пор и вызывают в домах маленькое «землетрясение» с дрожанием мебели и стуком посуды. Как отмечают жители, в советское время поездов было гораздо больше, сейчас осталось всего два-три в день, меньше и грузовых.
В каждом повествовании про улицы нашего города, отдельной историей можно обозначить жизнь на них детворы. Совсем рядом с улицей Мельникова, при выезде на Западную были ясли, а в середине семидесятых там же на месте яблоневого сада построили детский сад «Светлячок». Но очередь в него была огромная, поэтому многие дети воспитывались дома или, если была возможность, их возили в сад в «Ударнике».
Родившиеся в семидесятые ребята уже не застали и работу начальной школы на Вокзальной улице. В эти и последующие годы в первый класс родители записывали своих малышей в среднюю школу № 2. Ученики обычно ездили на городском автобусе, но, если случалось опоздать, шли и возвращались домой вдоль железной дороги, так получалось быстрее, всего 30 минут.
Этим же путем пользовались и взрослые из поселка Исаковского, если расписание автобуса не подходило под намеченное посещение руднянского центра. Через речку по мостику и дальше вдоль линии, где дорога была настолько широкая, что проезжала машина. На этой же насыпи летом дети рисовали классики, а вдоль ее склона строили шалаши. Зимой же возвышение железной дороги служило отличной горкой для санок и ледянок.
Пустили бы сейчас родители своих детей играть к железнодорожным путям? Скорее всего, нет. Но 30–40 лет назад – это было вполне безопасно. Ребята прекрасно знали, как вести себя при приближении поезда, как – у ручья, и не было ни одного раза, чтобы что-то случилось.
Другие зимние игры случались и в огородах, где с осени скапливалась вода и замерзала ровной гладью. Так было, пока болотистые участки не подсушили, оканавив участки. С тех пор, чтобы покататься на коньках, нужно было пойти на котлован или добраться до настоящего катка у Дома культуры молочно-консервного комбината.
В лапту и высекало обычно играли на лугу или у своих домов на дороге. Часто собирались у дома семьи Коротюк – единственного, у которого была обустроена небольшая площадка для игр. Дело в том, что хозяин Геннадий Егорович сразу же после окончания стройки посадил у дороги несколько берез, одна из которых, самая высокая и крепкая вскоре смогла выдержать установку веревочных качелей. А в тени от листвы расположили песочницу. Так здесь образовалось одно из шумных мест сбора детей. Как рассказывает Софья Петровна, мячи постоянно летели в хозяйский огород. Также это единственный дом на улице, который был построен родителями, а сейчас в нем живут их дети: сын Андрей с невесткой Оксаной. А их дети – Настя и Владислав – уже третье поколение семьи Коротюк, проживающее в нем.
Во время разговоров с жителями улицы Мельникова каждый раз обязательно вставал вопрос об отсутствии здесь и на соседних – Исаковского и Толстого – природного газа. Не удаленность от центра города, не шум железной дороги, а именно эту проблему люди обозначают как самую серьезную, хотя бы потому, что ее можно решить. За 20 лет с начала газификации Рудни, голубое топливо пришло на каждую улицу, начало распространяться по деревням района, но каждый раз проекты почему-то обходили этот западный уголок города.
Особенно остро вопрос стоит в семьях, где есть дети, младшие школьники. Прийти с занятий в холодный дом невозможно, ребенку самостоятельно затопить печь – тоже. Приходится гостить у бабушек, что не всегда удобно. Да и само ожидание настолько затянулось, что этим летом по обращениям людей улицу посетил Губернатор Смоленской области, пообещав, что в 2021 году газификация будет проведена обязательно.
Так что жители очень надеются, что без тепла живут здесь самую последнюю зиму.
Анна Михалутина
Фото Сергея Соболева
В архиве редакции нашей газеты сохранилась статья о нем, написанная Никандром Ивановичем Талерко, бывшим командиром партизанского отряда. Она была напечатана на страницах «Заветов Ильича» под рубрикой «Доблесть» в № 116 за 1975 год.
Красный комиссар
Война застала Е.Н. Мельникова на посту председателя исполкома Руднянского районного Совета депутатов трудящихся.
Евдоким Николаевич обладал природным даром организатора масс. Честный, открытый, он располагал к себе, принципиальный, настойчивый, он умел анализировать свои и чужие ошибки, критически оценивать успехи, дать перспективу. Его знали, его любили рудняне.
Хозяйство района в предвоенные годы сделало большой шаг вперед в развитии экономики и культуры. И вот созидательный труд нарушен. Огненный вал войны катится на восток. Коричневая чума уже топчет землю руднянскую, жжет, грабит.
По заданию партии коммунист Мельников остается в тылу врага для организации партизанской борьбы с оккупантами.
…Наш отряд базировался в лесу на границе Руднянского района с Богушевским районом Белоруссии в треугольнике железных и шоссейных дорог Смоленск-Орша-Витебск. Комиссар отряда Е.Н. Мельников проводил большую организаторскую и воспитательную работу среди личного состава, сам принимал личное участие во всех боевых операциях, показывая беспредельную храбрость и природный командирский талант по искусному руководству боевыми действиями партизан.
За первый год боевых действий отрядом было пущено под откос 15 воинских эшелонов с техникой и живой силой противника, двигавшихся на Центральный фронт, подорвано 19 автомашин, проведен ряд успешных операций по уничтожению немецких и полицейских охранных гарнизонов. За это время отрядом выведено из строя убитыми и ранеными более 1950 солдат и офицеров противника.
Евдоким Николаевич не только участвовал в разработке операций и партийно-политическом обеспечении их успеха, но и сам ходил с партизанами на засады, на минирование железной и шоссейной дорог. Многократно участвовал он в повреждении подземного кабеля Смоленск-Берлин, по которому велись шифрованные переговоры верховного немецкого командования. Кто был на войне, тот знает, что значит в боевой обстановке хотя бы на час лишиться связи.
В июне 1942 года отряд разгромил полицейский гарнизон в Любавичах и гарнизон фашистов в деревне Сентюри, несший охрану железной и шоссейной дорог. В этих операциях была видна направляющая рука и острая мысль партизанского командира.
Евдоким Николаевич систематически бывал в близлежащих деревнях, вел большую разъяснительную работу среди мирного населения. Страстным словом он призывал крестьян срывать все мероприятия немецкого командования, вел отбор людей в отряд, помогал укрываться населению от угона в немецкое рабство, оказывал помощь семьям военнослужащих продовольственными и промышленными товарами, изъятыми партизанами на складах при разгроме фашистских гарнизонов в Любавичах и т. д.
Население – старики, дети – любило нашего командира. Его слово, правдивое слово о войне, о положении на фронтах, передавалось из уст в уста, его вера в нашу победу шла от сердца к сердцу. А как они нужны были людям, эти слова, эта вера в то горькое время для всех нас, время сорок первого, сорок второго, время наших неудач на фронтах, время безудержной геббельсовской брехни о победе Германии!
В августе 1942 года немецкое командование предприняло попытку очистить от партизан «треугольник», где кроме нашего отряда находились отряды под командованием Ф. Озмителя, Н. Соколова, М. Антоненко, К. Заслонова и другие.
Операцию по очистке проводила 286-я охранная дивизия, усиленная авиацией и артиллерией. 15 августа началось сосредоточение карателей в лесных деревнях, тянувшихся вдоль железной дороги на участке Смоленск-Орша. Мы вышли из деревень Кисели, Ольша, Волково в лес и стали готовиться к бою. Заминировали дороги, лесные просеки. Подтянули на опушку леса возле Киселей 45-миллиметровую пушку, организовали засады и стали ждать. Непрерывно велась разведка, поддерживалась связь с другими отрядами.
16 августа во второй половине дня гитлеровцы пошли в наступление. Два дня шел бой. На партизанских минах взрывалась фашистская техника. Из засад били точно партизанские пулеметы. Враг нес потери. Только на третий день мы отошли в глубь леса, а ночью, разбившись на небольшие группы и условившись о месте сбора, бойцы отряда ушли в другие районы Смоленщины и Белоруссии или просочились в тыл карателей. Кстати, наш отряд прикрыл отход бригады К. Заслонова и отряда Ф. Озмителя.
Гитлеровцы считали, что они «очистили» эти леса, но вскоре отряд вновь был в полном составе на своей прежней базе вблизи деревень Кисели, Шарино, Марково и приступил к проведению боевых операций на магистралях.
Все эти тяжелые дни блокады партизаны видели своего комиссара бодрым, подтянутым, собранным. Он ободрял словом бойцов, личным примером увлекал их на бой. Он проявлял находчивость, умение руководить борьбой в сложной обстановке.
В конце августа Евдоким Николаевич Мельников возвращался с группой партизан в отряд. На железной дороге была удачно проведена операция, и еще один эшелон врага не дошел до места назначения. Около деревни Кисели группа неожиданно наткнулась на засаду. В неравном бою смертью храбрых пал наш комиссар.
Он сделал все, что мог, для победы. Он отдал за свободу и независимость родного края, который любил по-сыновьи горячо и преданно, самое дорогое – жизнь.
Вновь тучно колосятся нивы на земле руднянской, цветут сады, зеленеют луга, строятся дома и заводы, гуляют свадьбы, рождаются дети. Вновь щедрые дары приносит осень. И во всем этом продолжается жизнь человека и коммуниста Евдокима Николаевича Мельникова.