Большая история маленького народа
На снимке: В национальных калмыцких костюмах
Приснился мне весной сон, поразивший до глубины души. Понадобились полгода на размышление и отпуск, чтобы воплотить сон в реальность. Открываю путевой блокнот и делаю запись: Элиста.
На окраине Города Шахмат мы видим юрту и звоним по номеру телефона, указанному на входе. Хозяева частного музея прибывают через десять минут. Сразу отмечу, что экскурсия была потрясающей! На стенах юрты развешана одежда калмыков – как более ранние костюмы, так и усовершенствованные со временем. Нам предлагают надеть любые платья или халаты и сделать фотографии. На моем спутнике ханский халат, а на мне – нарядный женский. Головные уборы обязательны. У наших ног волк – тотемное животное калмыков. Усаживаемся на скамью и слушаем неспешный рассказ.
Предки калмыков, ойраты, кочевали по территории Монголии и веками подвергались нападениям со стороны китайцев. На российские земли откочевали в поисках хороших свежих пастбищ и в бегстве от врагов в начале 17 века. Нельзя сказать, что здесь их встретили с распростертыми объятиями. Екатерина II в конце 18 века приказала расселить калмыков по всей стране по две-три семьи, что значило бы уничтожении народности. И хан принял решение возвращаться в Монголию. Три года женщины не рожали детей, а кобылицы и жеребцы содержались раздельно: малыши не должны были осложнять дальний поход. В 1771 году большинство калмыков ушли с ханом. Однако из ушедших в живых осталось не более 20 процентов. Это была трагедия народа.
Места, принадлежащие калмыкам, начали заселять кавказцы. Впоследствии стало ясно, что Екатерина II ослабила южную границу страны, и калмыков стали возвращать на прежние территории.
Ойрат-калмыки верили в Небо и Землю. Калмыцкие сапоги с закругленными носками, потому что, во-первых, так удобнее вскакивать на лошадь и спрыгивать с нее, а во-вторых, ничто не должно было даже случайно травмировать Землю! Был развит и шаманизм. Экскурсовод показывает нам головной убор шамана, украшенный перьями. Во время камлания шаман надевает маску из длинных черных нитей, закрывающую лицо. Бубен – это транспорт: он переносит шамана в мир духов.
Буддизм для современных калмыков стал наиболее приемлемой религией. Одной из самых почитаемых буддийских богинь является Зеленая Тара. Калмыки всегда изображают Тару с полуопущенной ногой, потому что она в любой момент готова бежать на помощь, и скорость ее передвижения сравнима со скоростью мысли. Почетным гостем в Калмыкии был Его Святейшество Далай-Лама IV, который многое сделал для развития буддизма в республике.
Каждый калмык принадлежит к какому-то роду. Есть род Волка, род Ворона… Родство передается по мужской линии. Женщина выходит замуж и принадлежит с этого времени к роду мужа. При этом каждый калмык обязан знать свой род не менее чем до седьмого колена, хотя рекомендуется до четырнадцатого. Для малого народа это необходимо, чтобы не случилось кровосмешения и, таким образом, вырождения.
Сейчас калмыки перестали кочевать, однако генетическая тяга осталась. Она выражается в разных мелочах. Например, калмыки создали музыкальный инструмент со смычком. Его звуки напоминают калмыкам ржание лошадь и вольную степь.
Ойрат-калмыки пришли на российские земли в простых халатах, но постепенно одежда стала более яркой и нарядной. Обязательная принадлежность халата – пояс длиной в несколько метров. Пояс туго затягивается, и выше него образуется большой карман, в котором хранили всяческие нужные мелочи. Калмыкия – это сухая степь, и яркие цвета одежды просто необходимы для радости.
Головные уборы калмыков отличаются разнообразием. Большинство из них украшены красной кисточкой. Это символично: каждый калмык знает, что 1 сентября 1449 года произошла битва с китайцами, превосходящими их в шесть раз, однако в той битве калмыки одержали победу. На китайском императоре был красный халат, и победители разорвали его на кусочки и привязали к своим головным уборам.
Единственный народ, к которому калмыки до сих пор относятся враждебно, – это китайцы. К русским отношение всегда было комплиментарное, хотя и пришлось калмыкам претерпеть от большого брата.
Второй исход случился в 1920 году. Мобильные, воинственные, храбрые калмыки верно служили царю. После революции вместе с белогвардейцами они попытались покинуть Родину, однако в Новороссийске, чтобы попасть на судно, нужно было заплатить. У калмыков денег не было. Некоторым повезло, а большинство погибли.
Был и третий исход. В 1943 году Сталин объявил калмыков предателями и выселил в Сибирь, где пустили слух, что вывозят людоедов. Вначале сибиряки сильно боялись, но потом увидели, что это просто страдальцы, и помогали, чем могли. Калмыки благодарны сибирякам за спасение своего народа.
Назад вернул калмыков Хрущев в 1957 году. Это было после его поездки в США, где один из уехавших калмыков волны 1920 года упрекнул советского лидера за пренебрежение малым народом. Вообще в России к Хрущеву отношение снисходительное, а в Калмыкии его ценят.
На любое важное событие калмыки режут овцу: мясо съедают, а на бараньей лопатке гадают, сколько родится детей, благополучным ли будет год… Маленькие косточки используются для игры в альчики (в переводе – забава). Раньше играли в альчики не только дети, но и взрослые – и даже на деньги. Экскурсовод выкладывает в линию косточки, а затем разбивает линию другой костью.
Выхожу из юрты, размышляя о судьбе народа. Калмыки ценят свою историю и своих героев. Здесь большое количество памятников, посвященных событиям гражданской и Великой Отечественной войны. Здесь помнят имена калмыков, участников первого парада Победы. Здесь ценят Пушкина – за упоминание калмыков в стихотворениях.
Для кочевого в прошлом народа изучение иностранных языков не представляет труда, и калмыки сейчас небольшими диаспорами живут в Киргизии, США, Франции, однако родиной своей они считают маленькую степную республику со столицей Элиста – в составе большой России: «Мы россияне, мы калмыки, мы вместе»!
В. Лутченкова, г. Смоленск – д. Гранки