Почти забытая Ольшанка

Все знают, что центральную улицу Рудни пересекают две речки. Малая Березина течет с севера на юг вдоль Набережной улицы, полностью разделяя наш город. Переехать с одного ее берега на другой можно по единственному мосту, расположенному условно возле Дома культуры. Она берет исток в нашем районе (по одной версии из ручья Дунаец у деревни Переволочье, по другой – в болоте Большой Чистик), обозначена на всех картах и известна как левый приток Березины.

Вторую же речушку рудняне знают намного хуже. Не каждый скажет, где ее исток, да и само ее название помнят уже совсем немногие люди. Однако имя ее – не просто красивое слово, но и важная часть истории нашего города. Речка Ольшанка. Давайте посмотрим на нее еще раз.

По сравнению с Малой Березиной, Ольшанка значительно меньше, но русло ее имеет столько изгибов и столько раз пересекает руднянские улочки, что иногда сложно представить, что это всего одна речка.

Если вы захотите пройти по ее течению, сначала нужно определить, где начало Ольшанки. На карте видно, что самая длинная веточка из всех питающих ее ручьев начинается у деревни Красный Двор: чуть западнее последних домов Микулинской улицы. Именно он часто подмывает верхнюю объездную дорогу к деревне Бутрово, но в то же время является довольно слабым и летом полностью пересыхает. Второй ручей, дающий силу речке, выходит из болотца уже в самом Бутрове – около улицы Западной, он более полноводный. Оба ручья пересекают окружную дорогу, а значит, и границу города, протекают по обе стороны Руднянского тарного комбината и сходятся в конце улицы 8 Марта.

В начале Школьной улицы ольху все еще можно встретить, а скворцы заселили домики. Вид с мостика

Третий хвостик Ольшанки берет начало в руднянском болоте у железной дороги, возле улицы Фурманова. Он течет уже как будто вспять, с юга на север, проходя под улицей Киреева и, в конце улицы 8 Марта, примыкая к первым двум.

За первыми домами Революционной улицы речка наиболее широкая, а берега – чистые

Следующий (второй) мост через Ольшанку расположен на улице 8-го съезда Советов. Дальше речка течет к востоку, около детского сада «Огонек», потом параллельно Ленинской улице до второй школы. И снова пересекает улицу Киреева – это третий значительный мост по пути ее следования и второй (западный) – в центре Рудни. По воспоминаниям бригадира колхоза «Советская Россия» Л. Гнездова (данные 1963 года), служившего сапером во время Великой Отечественной войны и участвовавшего в освобождении Рудни, мост над Малой Березиной был взорван немцами при отступлении, а этот мост – над Ольшанкой – был разминирован и сохранен. А бывший командир 54-го гвардейского стрелкового полка В. Шахов дополняет, сравнивая операцию на нашей речке с той, что была проведена чуть ранее на реке Царевич: «Вперед мы выставили заслон разведчиков. Под их прикрытием саперы преодолели реку вброд, перебрались на берег, осторожно и быстро проделали в минных полях проходы, перерезали заграждения. Все места проходов обозначили условными сигналами. Операция совершалась под огнем противника, под его осветительными ракетами. Такую же задачу поставили перед саперами группы сержанта Александра Васильевича Киреева в Рудне при переходе через небольшую, но укрепленную по берегам минными полями и заграждениями реку Ольшанку» (воспоминания опубликованы в 1973 году).

Территория возле дома № 111, ул. Киреева

Здесь же, рядом с мостом, находился и переходный деревянный мостик – в народе «мостки».

Дальше воды реки встречает Школьная улица, где – чуть ниже по течению – происходит соединение Ольшанки с третьей руднянской речкой, на этот раз безымянной, текущей из поселка Сельхозтехники. Затем путь реки – между улицами Свердлова и Революционной, пересечение с улицей Егорова (четвертый мост), почти сразу за которым она впадает в Малую Березину.   

В конце улицы 8 Марта. Подростки-сосенки на берегу скоро превратятся в молодой бор

Но что же с названием речки? Во время подготовки материалов о руднянских улицах, мы задавали этот вопрос многим жителям города, но очень немногие отвечали на него. Почему же так произошло? На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце материала. А пока что еще немного сведений…

Если река Березина получила свое имя по названию русских красавиц-березок, росших на ее берегах, то и вторую руднянскую речку наш народ не обделил похожим замечательным наименованием.

Ольха – род деревьев и кустарников, также относящихся к семейству березовых: вспомним весенние «сережки» на обоих деревьях. Она росла на наших землях издревле, особенно любя болотистые почвы и берега рек. Древесина ольхи легкая, не гниет, не боится воды (хоть колодец срубить, хоть бочку смастерить, а то и полок в баню), к тому же – очень красивого оранжево-красного цвета. Дрова дают много тепла, аромата, не коптят, по всему считаясь «царскими» (ими можно было и покои государя топить). Ольховая стружка и опилки часто использовались при копчении мяса и рыбы, а шишки – в лечебных целях. Корой ольхи хозяйки красили ткань в коричневый цвет. Ну, а рыбаки до сих пор знают: под ольхой улов лучше. Дело в том, что мелкие корни дерева охотно едят сомы и другие рыбы, а при ветре с листьев падают в воду не очень ловко летающие насекомые, что также привлекает подводных обитателей. И действительно, в Ольшанке еще сорок лет назад рыба водилась во множестве, чего стоят одни рассказы о щуках в ней?!

А ольха на берегах растет до сих пор. Правда, ее довольно мало, но иногда встречаются наклоненные над водой тонкие веточки с малюсенькими темными шишками и длинными золотистыми сережками.

Красавицу-речушку рудняне любили.  Наш земляк, поэт Петр Артемович Шпаков в самых трогательных, душевных своих стихах не раз вспоминал ее название: «Шаловливые бродят ветра / Вечерами над речкой Ольшаночкой / И уводят они до утра / С синеглазой меня рудняночкой». И в патриотическом тексте, посвященном подполковнику Кирееву, он писал: «Здесь вот, над речонкою Ольшанкой, / В сорок третьем грозовом году / Вылез командир полка из танка, / Что застрял, подбитый на ходу…» и дальше: «Вечерами над рекой Ольшанкой / Бродят шаловливые ветра. / И уж сын с любимою смолянкой / Шепчется о счастье до утра».

На стихи Шпакова бывший директор руднянского Дома культуры Вячеслав Иванович Костин написал музыку. И «Рудняночка» зазвучала на городских сценах, став хитом семидесятых. А чуть позже эта песня, написанная как вальс, получив новую быструю, ритмичную аранжировку, стала приветствием от руднян, песней, открывающей концерты нового вокально-инструментального ансамбля.

ВИА «Ольшанка», июль 1977 г. Слева направо: Костин Вячеслав (баян), Дигалов Владимир (ударные), Слесарев Виктор (бас), Мамнев Александр (ритм-гитара), Ващенко Александр (соло-гитара)

Люди старшего поколения прекрасно помнят 1977 год, подаривший руднянам одноименный нашей речке коллектив – «Ольшанку». Это произошло все также по инициативе Вячеслава Костина, решившего объединить заводную, талантливую молодежь студенческого возраста в музыкальную группу со своим уникальным названием (в честь речки) и узнаваемым репертуаром. В первый состав «Ольшанки» входили Вячеслав Костин (руководитель, баян, вокал), Александр Ващенко (вокал, соло-гитара), Владимир Панфилов (вокал, соло-гитара), Виктор Слесарев (бас-гитара, вокал) и Владимир Дигалов (ударные) (на снимке).

В начале 80-х живая музыка продолжала оставаться очень популярной, а имя речки – звучать со всех возможных сцен. Постепенно состав ансамбля поменялся почти полностью. Сергей Костин (бас-гитара, вокал), Евгений Терещенков (соло-гитара, вокал), Александр Кондрашенков (вокал, клавишные), Александр Мамнев (гитара, вокал) и все тот же Владимир Дигалов (ударные) продолжали собирать аншлаги в хозяйствах района (с именем речки на каждой афише): в Любавичах, Стаях, Березино, славили наш район в санатории п. Пржевальское и в Смоленске. «Ольшанка» аккомпанировала на концертах Светлане Долгиной, Светлане Романенковой. С ними гастролировали Владимир Троян и другие артисты ГДК. Именно «Ольшанка» закончила эпоху живой танцевальной музыки в нашем районе в середине восьмидесятых.

Слева направо: Костин Сергей (бас), Дигалов Владимир (ударные), Терещенков Евгений (гитара), Мамнев Александр (гитара), Кондрашенков Александр (клавишные). Танцевальный зал ГДК, 1981 г.

Почему же произошло так, что имя красивейшей руднянской речки, которое было в числе символов нашего города, в честь которой был назван известный ансамбль, а деревянные мостки над ней стали местом встречи влюбленных и не раз упоминались в местной поэзии, почему ее имя стало забываться?

Возможно, это связано с загрязнением вод Ольшанки. С развитием городской промышленности, появлением крупных предприятий и организаций началась практика сброса канализационных вод прямо в речки и ручьи, протекающие поблизости. Вспомним и свалки мусора в конце переулков 8 Марта и Ленинского на берегу речки и прямо в ней. Одновременно развитие торфодобычи и сельскохозяйственные работы (в том числе, мелиоративные) привели к осушению болот вокруг Рудни. Речка обмелела, ее берега значительно заросли, дно покрылось илом и водорослями, а рыба уже перестала считать ее своим домом.

Неоднократно рудняне жаловались на сильный неприятный запах, идущий от реки, грязную пленку на воде (тогда ее имя уже не называли), но при первой удобной возможности люди продолжали и продолжают сброс в нее сточных вод и выброс мусора в береговые заросли…

Пройдя по ее течению (где это было возможно), вы можете увидеть отношение руднян к нашему городу, неизменной частью которого является речка. Здесь сразу отличишь заботливого хозяина и доброго человека. Не только территория возле своего дома ими приведена в порядок, но не забыт и берег Ольшанки, который может находиться и за 20–30 метров от участка. Старая трава убрана, заросли вырублены, подсажены молодые деревца, и вокруг – ни соринки. Получается и отличная фотозона, и место для прогулки. Невольно приходят мысли: как могла бы выглядеть наша Рудня, будь таких людей большинство… Но чаще – заросли, мусор, поломанные кладки-мостики, падающие в речку стволы старых, ветхих ив и тополей…

Интересно, что весной река наиболее полноводна и даже в городской черте неприятного запаха не чувствуется. Сила стаявшего снега и весеннего разлива обновляют ее на несколько недель. Но так могло быть и летом: речная вода постоянно движется, болота с подземными ключами, питающими Ольшанку, окончательно не пересохли, значит, ее возрождение и будущее еще возможны. Вспомним уток, с неизменным постоянством возвращающихся в руднянские речки. А прошлой весной на одном из истоков Ольшанки, причем именно в центре города, так, что с улицы Киреева было видно, бобры построили свою плотину…

Значит, не все еще потеряно, не все забыто и погублено? Стоит только пересмотреть свое отношение к месту, где мы живем, перестать загрязнять все вокруг себя, а может, и взять шефство над ее берегами, поделить заросшие участки между соседями и коллективами организаций, расположенных поблизости, вырубить старые деревья, выгрести сухую траву и мусор, по примеру добрых хозяев, и дать былой красавице новую жизнь на радость всем руднянам?..

Рудняночка
Стихи П. Шпакова, музыка В. Костина

Шаловливые бродят ветра
Вечерами над речкой Ольшаночкой
И уводят они до утра
С синеглазой меня рудняночкой.
На тесовых мостках постоим
И пройдем мы опять по Киреева.
Мы сердцами о том говорим,
А словами никак вот не смею я.
Что слова? Здесь бессильны они
Против синего-синего взгляда.
До рассвета манят нас огни –
Голубые огни комбината.
Чтоб в Ольшанке достать серебра,
Опустила свой ковшик Медведица.
Разгорелась над Рудней заря,
Чтобы вечером снова нам встретиться.
Но пока не грусти, не горюй
И очей не туши своих полымя,
Как всегда, подари поцелуй
На тесовых мостках возле школы мне.
Шаловливые бродят ветра
Вечерами над речкой Ольшаночкой
И уводят они до утра
С синеглазой меня рудняночкой.

Анна МИХАЛУТИНА
Фото автора и из интернет-сайтов

(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 23 от 10 июня 2021 года.)

Вам может также понравиться...