Необычный музей
«Сказочное лукоморье» – так называется музей суеверий и мифов, – единственный в своем роде на Смоленщине, который год назад открыли в Понизовском Доме культуры. Подобный музей, но, естественно, намного богаче и разнообразней экспонатами, существует еще в г. Угличе. Там его и посетила директор Понизовского Дома культуры Г.В. Войтова во время экскурсии по «Золотому кольцу» России. Он настолько ее впечатлил, что она загорелась желанием создать нечто подобное у себя в Понизовье. Коллеги ее поддержали, и работа закипела.
Для наших древних предков-славян мифы, суеверные приметы, заговоры, предания были частью жизни, передавались от поколения к поколению и дошли до наших дней.
Они становились частью народной мудрости. В них верили безоговорочно и следовали им неукоснительно. Наши праотцы – уже христиане – крестились, венчались, «отпевались» в церкви, посещали богослужения, отмечали церковные праздники. И при этом дополняли их языческими обрядами и слепо верили, что соблюдение их – отведет беду от дома, наполнит его добром и счастьем. Мы верим в Бога, но веник в доме поставим метелкой кверху – так надо. И денег вечером не одолжим. И через порог ничего не передадим…
Современный человек часто относится к мифологии, как к сказке, к предрассудку, вымыслу. И тем не менее мы стучим по дереву, чтоб не сглазить что-то доброе. Плюем через левое плечо при виде черной кошки. Например, с пустым ведром направляясь через дорогу к водопроводной колонке в деревне, каждый раз притормаживаю и оглядываюсь по сторонам, чтоб не перейти кому дорогу. Каждый второй проезжающий и проходящий в это время мимо или свернет в проулок, или подождет, пока наберу воды и вернусь обратно, или обойдет меня с другой стороны колонки. Причем в эту примету: если перешли дорогу с пустым ведром – не повезет, верят и подростки, и молодые семейные люди, и убеленные сединами пожилые односельчане. Всем в таких случаях желаю: «Ангела-хранителя в дорогу». Отвечают «спасибо» и упорно ждут, пока наполнится ведро.
Больше сталкиваясь с общепринятым порядком похорон, была поражена обилием примет и обычаев при проводах в последний путь матери подруги, жившей в отдаленной деревне района. За полдня я узнала похоронных нюансов больше, чем за всю жизнь. Это нельзя трогать, сюда нельзя класть то и то…В конце концов на кладбище я уже просто стояла по стойке смирно, ни к чему не прикасаясь, ничего не предлагая, чтобы не сделать что-нибудь неправильно, не навредить покойной и не смутить присутствующих. При всем том, как и полагается, пригласили местного священника, который совершил панихиду, выслушали его проповедь о бессмертии души и необходимости молитвы об усопшем. Но панихида для большинства присутствовавших – это не часть православной веры, а часть существующего обычая: все так делают и нам надо.
Вы видели мостик возле городского парка, увешанный разной величины замками, которые оставляют молодожены? Думаю, не все и, в первую очередь, они сами, знают, для чего это делают. Существовал обряд: перед возвращением молодых после венчания (заметьте, после венчания, когда сам Господь соединил их на долгую совместную жизнь) клали под порог открытый замок. После того, как они перешагивали через порог, замок закрывали, а ключ выбрасывали в колодец, реку или другой водоем. После этого обряда молодожены должны были жить в согласии и мире.
А вот еще одно поверье, связанное с младенцами. До 40 дней новорожденного никому не показывали и до года не стригли ему волосы. К слову, в музее в Понизовье есть уголок, где в деревянной кроватке лежит кукла – младенец, а рядом с ним висит ловец снов (обруч, обмотанный нитями) – он, считается, защищает спящего ребенка от плохих сновидений.
Чтобы создать загадочность и таинственность, в музее сделали синее освещение. И фигуры, выполненные в полный рост, кажутся живыми.
Вот известный отрицательный персонаж – Баба-яга. Вот вещая птица – ворон, «накаркивающий» несчастье. В народе говорят: «Кружат над улицей вороны – кутьи просят, быть покойнику». Здесь обязательно присутствует Домовой – покровитель дома. Птица Феникс – символ вечного обновления, бессмертия. Кикимора появлялась в тех домах, где царил беспорядок.
У зеркала девушка гадает на суженого. Ангелы не показывают будущего, оно закрыто для человека. На это идут только темные силы. Не случайно за своими плечами в зеркале она видит страшного беса. Хоть и испытав сильный испуг, гадальщица должна успеть сказать: «Чур меня». Как выясняется, бог Чур оберегает людей от всевозможных проявлений сил потусторонних миров.
Здесь же собраны и предметы домашнего обихода прошлого и позапрошлого веков, что усиливает ощущение старины глубокой. Галина Варфоломеевна постоянно встречается со старожилами Понизовского поселения, записывает обряды, легенды, поговорки – все собирается в отдельные папки и хранится в музее. Это – часть нашей русской культуры, уклад жизни наших предков.
Музей интересен, в первую очередь, детям, своими сказочными персонажами, которые можно потрогать руками, услышать рассказы о их хороших или плохих деяниях.
Работники музея постоянно добавляют экспонаты, и им уже тесновато в маленькой комнатке. Сейчас Дом культуры подал заявку на участие в конкурсе на предоставление президентских грантов на реализацию проектов в области культуры, искусства и творческой индустрии. При условии получения гранта, средства намерены использовать на расширение музея.
Людмила Азаркевич
Фото Сергея Соболева
(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 27 от 7 июля 2022 года.)