Отцовская ручка
Не в каждом семейном архиве долгие годы бережно хранят не только фотографии родных людей, но и их личные вещи, чтобы потом передать детям и внукам частичку истории семьи. Чтобы они смогли подержать в руках настоящие свидетельства того времени, чтобы сохранилась преемственность между отцами и детьми. Ведь чем больше знаешь о предках, тем крепче род.
Жительница Рудни Лариса Емельяновна Ходунова заботливо бережет все, что осталось от отца – фронтовика, известного в свое время председателя колхоза «Советская Россия» Емельяна Ивановича Борейко: его довоенную и военные госпитальные фотографии, копию автобиографии, написанную им собственоручно 8 мая 1945 года; орден Отечественной войны I степени, газету «Рабочий путь» 1966 года со статьей об отце; подаренную когда-то дочери польскую ручку (между прочим, этому перьевому писчему прибору уже более 60 лет!); депутатские билеты Верховного Совета РСФСР и личный дневник отца – длинный немецкий блокнот с несколькими заполненными страницами, первой датой на которых значится 1947 год.
Из автобиографии
«Родился 4 августа 1916 года в д. Девино Стайского с/совета в семье крестьянина-середняка. Отец до Октябрьской революции и после занимался землепашеством. В 1929 г. вступил в колхоз, где и находится семья в настоящее время, а отец в 1942 году умер.
В 1932 г. окончил Кругловскую (школу) и в этом же году поступил в Дорогобужский зоотехнический техникум. В 1937 г. назначен на работу в Тумановский райзо Смоленской области на должность старшего зоотехника района. Осенью 1937 г. был переведен инспектором зоотехничесой работы. Осенью 1938 г. по специальному набору дал согласие вступить в ряды Красной Армии. Окончил полковую школу, военное училище и назначен на должность командира взвода в г. Архангельск.
В июне 1941 г. в составе 88 дивизии в должности командира батареи уехал на финскую границу, где и застала Отечественная война. В октябре 1941 г. под Мурманском был тяжело ранен и направлен в госпиталь. После выздоровления в феврале 1942 г. (попал) на курсы усовершенствования командного состава сроком на 6 месяцев, но окончить не прищлось, т. к. отправлен в мае 1942 г. на защиту Сталинграда, где находился на передовой в должности командира батареи до февраля 1943 г. В боях за город Ростов был тяжело ранен и направлен в госпиталь. Выписался в мае 1944 г. Инвалид III группы, прибыл на место жительства семьи, которая эвакуирована из Архангельска в 1942 г. Работаю военруком в школе.
Е.И. Борейко 8.V.1945 г.»
В силу скромности Емельян Иванович не посчитал нужным указать в автобиографии свои награды, которые он, будучи командиром батареи 1250 истребительного противотанкового артиллерийского полка, получил в годы войны – медаль «За оборону Сталинграда» и орден Отечественной войны 1 степени.
Из описания подвига,
за который Е.И Борейко был награжден орденом Отечественной войны I степени
«Лейтенант Борейко Емельян Иванович 25 августа 42 г. огнем своей батареи отразил атаку противника до батальона на Н–Кривском. В результате 30‑минутного боя противнику были нанесены значительные потери, что дало возможность нашей пехоте перейти в контратаку и опрокинуть противника. 27 августа, поддерживая наступление огнем своих оружий, уничтожил до 45 гитлеровцев, скопившихся в лощине (южная окраина хутора Новокривской), чем обеспечил продвижение нашей пехоты. 28 августа огнем своих орудий уничтожил 4 огневые точки, блиндаж и автобус противника. Несмотря на сильное воздействие противника с воздуха, сильный ружейно-пулеметный и минометный огонь, личный состав, благодаря хорошей маскировке, дисциплине, организованности, имеет ничтожные потери – три человека легко ранены. Действуя решительно и твердо, лейтенант Борейко личным примером, мужеством вдохновлял своих подчиненных даже в сложных условиях боя. Благодаря отходу нашей пехоты батарея оказалась с трех сторон окружена, противник пытался захватить батарею. Противник открыл с расстояния 100 м сильный ружейно-пулеметный и минометный огонь по батарее. В этих условиях, получив ранение, лейтенант Борейко не покинул поле боя, а руководил отходом батареи и благополучно вывел весь личный состав».
Сайт «Память народа»
В боях на фронте Емельян Иванович дважды был ранен – один раз в правую ногу, второй – в левую часть груди и плечо. Ранение в ногу до конца жизни давало о себе знать: он хромал, так как нога была короче другой сантиметров на 5, а оставшиеся осколки периодически воспалялись, лечить военные раны бывший фронтовик ездил в санатории.
Дела домашние и рабочие
В сохранившемся старом дневнике, начатом практически в середине прошлого века, Е. И. Борейко записывал свои планы по ремонту дома, фиксировал число посадок растительности при закладке сада – «7 деревьев и 15 кустов малины. Посадка рябины и клена с фасадной стороны усадьбы». Также пожелтевшие страницы бумаги сохранили подробное описание погоды, некоторые личные записи и описание основных событий нескольких рабочих дней в декабре 1955 года: «На наряде в колхозе с 8:30 до 10 час., работа обычная… Ходатайство в райисполкоме о получении шифера окончилось неудачей», «…Получил премию за лен 18 тыс. руб…», «При посещении животноводства обнаружено, что очень много не доработал на 6 тер. Отправил людей и лошадей в Слободу. Понравилась инициатива колхозника Гнездова Р. Е., взявшего без принуждения обязательства выполнить план к 25.12.55 г.», «Вечером провел совещание звеньевых. Понравилось отношение звеньевых в деле подготовки к весеннему севу».
Школа имени Борейко
Записей в дневнике немного. Зато дел, которые характеризовали бы председателя колхоза «Советская Россия», было предостаточно. Вот как автор газеты «Рабочий путь» написал через полгода после его кончины:
«Да, вчера человек жил и работал, мечтал и строил планы на много лет вперед… Емельян Иванович радовался: «Составлен генеральный план застройки центра колхоза – деревни Шеровичи зданиями городского типа. Уже построен клуб на 450 мест, заканчивается строительство восьмилетней школы, построено десять каменных двухквартирных домов. Будем строить детские ясли и детский сад, комбинат бытового обслуживания, в котором разместятся магазин, столовая, различные мастерские, потроим баню, фельдшерско-акушерский пункт…»
И ведь все планы председателя, уже без него, сбылись. А его имя было увековечено в названии учебного заведения. Учитывая большие заслуги перед народным образованием Е. И. Борейко и ходатайство коллектива учителей и учащихся Шеровичской восьмилетней школы, исполком Руднянского райсовета решил Шеровичской школе, построенной по инициативе и с помощью средств колхоза «Советская Россия», присвоить имя Емельяна Ивановича Борейко.
При жизни все силы и знания отдавал председатель делу, заботился о людях. Благодаря его умелому руководству, огромным организаторским способностям, колхоз «Советская Россия» стал одним из экономически крепких хозяйств не только нашего района, но и области. За свой труд в 1958 году Е. И. Борейко был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Успешного руководителя дважды избирали депутатом Верховного Совета РСФСР, он был депутатом райсовета, членом обкома…
Минута молчания от отца
Лариса Емельяновна уже разменяла девятый десяток, но хорошо помнит, что в их семье никогда не было разговоров о войне. Лишь однажды младшая сестра Наташа услышала, как отец кому‑то рассказывал, как он после ранения лежал без сознания. А когда очнулся, почувствовал нестерпимый голод. И не удержался: съел подчистую чью‑то целую булку хлеба, лежавшую на тумбочке. Сестра также помнит, что в 1965 году впервые 9 мая сделали выходным днем. Отмечать праздник в дом к Борейко пришли родные и знакомые. Отец объявил минуту молчания и даже шикнул на маленького сына Сережку, когда тот зашумел.
Вообще воспоминания об отце у Ларисы Емельяновны отрывочные – дома его видели редко: в 6 утра уезжал, возвращался поздно. Был щедрым человеком – из поездок на сессии в столицу, в санатории привозил фрукты. Семье после угощения всем родственникам оставался минимум.
В памяти дочери осталось яркой картинкой приготовление домашних пельменей. Он брал деревянное корыто и секачом мелко рубил будущую начинку для пельменей. А потом усаживал старшую дочь на руки и запевал свою любимую «Летят утки». Кстати, большое блюдо для пельменей времен отца дочь тоже бережет до сих пор.
Лариса Емельяновна, будучи подростком, пешком бегала до Шерович из Рудни, принося отцу ежедневно обед прямо в поле, поэтому все колхозные пашни ей были хорошо знакомы.
Честный и скромный, Емельян Иванович, даже получив колхозную «Волгу», так и не прокатил никого из детей на машине, объясняя, что это рабочий транспорт.
…Провожая в последний путь скоропостижно ушедшего в 49 лет Борейко, некоторые поразились скромности его маленького дома на улице Глинки в Рудне. Где, кстати, вместе со второй женой (первая умерла от туберкулеза в 1955 г.) они растили на двоих пятерых детей. Плюс в семье постоянно кто‑то проживал из родственников. Возможно, скромность Емельяна Ивановича была родом из детства, ведь у его родителей, кроме него, появились на свет еще 15 детей, выжили девять.
Невидимая нить
Лариса Емельяновна после техникума связи по распределению трудилась 3 года в Перми, потом вернулась на родину, вышла замуж. На Руднянском узле связи отработала 33 года, начинала электромехаником, на пенсию ушла с должности инженера. Ее младшая сестра Наталья после окончания иняза осталась и живет в С.‑ Петербурге. Братья уже ушли из жизни.
…Невидимая ниточка связывает внуков и правнуков с Емельяном Ивановичем Борейко, особенно в День Победы, когда они с гордостью несут его портрет. И пусть в этом году шествие Бессмертного полка не состоится, фотографии прадеда на 9 мая займут самое почетное место в семьях и в Рудне, и в северной столице.
Елена Карабутова
Фото Е. Качана и из личного архива Л.Е. Ходуновой
Социально значимый проект «Время помнить»
(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 18 от 4 мая 2023 года.)