Фролово озеро

Два ручья, питающие речку Готинку берут свое начало в болоте Большой Чистик. Один из истоков – у самой деревни (этот ручей протекает у деревни Заготино), а другой – в двух километрах восточнее Чистика. История этого ручья хоть и не очень давняя, но достойна отдельного рассказа, потому что в настоящее время он превратился в любимое место рыболовов. Его народное название – Фролово озеро, данное в честь жителя поселка, 14 лет назад подарившего землякам красивейший водный парк.  

Михаил Григорьевич Фролов

Михаил Григорьевич Фролов работал экскаваторщиком в коммунальном хозяйстве поселка. Рыбалкой он увлекался давно, проводя свободное время на руднянских водоемах: в Песках, Гранках, Рокоте… «А местным ловить рыбу негде», – не раз думалось ему.

Рельеф нашего района неоднородный. На северо-западе, в Микулинской стороне, после таяния ледника осталась группа глубоких красивейших озер, а вот другим землям повезло меньше. Речки и ручьи – их много, но озер почти нет. Люди сами здесь старались для себя, возводили дамбы, плотинки. Вода приостанавливалась, и получался водоем.

Подобные озерца есть в Лешно (Осиновское озеро), Селивоненках, Стаях. По этому пути пошел и наш герой.

Нужно было только выбрать место, максимально близкое к Чистику и с хорошей дорогой. И самым удобным оказался второй исток Готинки – в двух километрах от деревни по направлению к деревне Лешно. Старая дорога между селениями основательно подзаросла, она проходила севернее, а нынешняя – была довольно крепкой. Несколько десятилетий назад военнослужащие построили здесь ветку железной дороги до Чистика (один участок у дороги здесь до сих пор называется солдатским карьером). Когда использование торфопредприятия прекратилось, рельсы демонтировали, а надежная подсыпка осталась. В месте, где железную дорогу пересекал ручей, был возведен небольшой мост, там и можно было перекрыть воду…

Имея технику в руках, соорудить свое место для рыбалки оказалось не так и сложно. Трубу заглушили: поставили в ней деревянный круг и расклинили его, а снаружи Михаил Григорьевич засыпал ее землей. Осенью вода уже начала подыматься во рву прежнего ручья. А то, что в новом озере появилась рыба, местные жители узнали, когда плотинку прорвало. Первыми это обнаружили лешняне. Караси попрятались в грязь, и вкусную рыбу можно было собирать, как грибы. А Михаил Григорьевич плотину сразу же поправил, сделал новую добротную насыпь. С тех пор лишняя вода может уходить только в небольшой перелив около прежнего моста. Там был сделан новый мостик – деревянный.

Рыбакам это озеро полюбилось сразу. Живописное, сложной изогнутой формы, глубокое (в отдельных местах глубина более двух метров). Рыбы много, клюет хорошо, и карась, и линь, и ротан… Сейчас рыболовы запускают окуня.

Руднян собирается много. А по первому льду, когда открывается настоящая «охота» на ротанов, приезжают и из Смоленска. Самого большого ротана, как рассказывает Михаил Григорьевич, он выловил весом 670 граммов, «как кирзовый сапог, глаза, как фары». А карасей однажды собирали сачком и носили отсюда ведрами. Сначала показалось, что под водой змеи, а это виднелись спины карасиков. По берегу рыболовы установили несколько мостков, самый длинный из них был около пятнадцати метров.

На озере обитают речные утки (поэтому приходят и охотники), гнездятся серая и белая цапли, лебеди. Первый год лебеди были совсем ручные. «Гоша-Гоша», – подзывали их люди, и чуть ли не с рук кормили батоном. Потом птицы стали осторожнее. Однажды мужчины спасали проглотившего комок лески лебеденка, а взрослый лебедь на них нападал.

Летом здесь можно и искупаться. Пляжного песчаного берега нет, но подходы к воде неплохие, и прогревается она хорошо.

Проехав по главной улице Чистика до конца деревни, мы повернули направо и почти сразу же очутились на узенькой лесной дороге с клюквенными угодьями по бокам. Несколько раз машина ныряла в ямы с подсохшей глинистой грязью, но наш шофер легко выруливал из них. А Михаил Григорьевич в это время рассказывал историю, с которой вы только что познакомились.

Через несколько минут дорога еще раз повернула направо, и мы оказались на небольшом возвышении старого моста, а слева открылась переливающаяся водная гладь, изредка заслоняемая прибрежным кустарником. У берегов все как полагается: камыш, тростник, рогоз, неожиданно – цветущая яблонька, поодаль – молодые березки. Озеро длинное, широкое, в форме подковы с одной отогнутой ножкой. В середине берег настолько вогнут, что рыбаки называют его полуостровом. Проехав чуть вперед, мы заметили дома соседней деревни Лешно и всего одну лодочку: наверное, для рыбаков был не самый удобный день.

Место это удивительно тихое. С одной стороны озерца – изрядно заросшая земля, которую выдавали под огороды, затем рукой подать до настоящего леса, с другой стороны – только что вспаханное поле. Здесь хорошо отдохнуть, подумать.

Об озере мы узнали от подписчика нашей газеты и друга нашей редакции Вячеслава Николаевича Макаричева, долгие годы  возглавлявшего стройуправление «Чистик», и к сожалению, год назад внезапно ушедшего из жизни. Он очень хотел, чтобы о добром и бескорыстном поступке Михаила Фролова мы рассказали на страницах газеты.

В благодарность за труд чистиковцы сразу же назвали озеро по фамилии его автора – Фролово. Есть и еще одно название – Мишкин пруд (так говорят близкие друзья Михаила Григорьевича). И нет сомнения, что этот еще довольно молодой топоним останется в истории нашего края.

Анна Михалутина
Фото Сергея Соболева

Социально значимый проект «Помнить о будущем»

Вам может также понравиться...