Сколько лет Руднянской школе?..
Вы задавались вопросом, сколько лет Руднянской школе и как она создавалась? Что мы знаем об этом? Попробуем поискать. На сайте средней школы № 2 на эту тему помещено всего несколько строк: «История школы началась в 20-х годах ХХ века». Далее приведены данные из справки по обследованию школ Руднянского района, датированной июнем 1934 года, когда «руднянская девятилетка представляла собой плохо оборудованную и переполненную школу…». В процессе работы над историей руднянских улиц на глаза то и дело попадались разрозненные документы и по школе (фотографии, статьи из архивных газет), что-то упоминали старожилы… Оказалось, то, что мы знали, можно существенно дополнить. В этом материале мы собрали всю известную к настоящему моменту информацию о нашей довоенной школе, чтобы рассказать более подробную ее историю.
Из училища для богатых – в среднюю школу для всех
Начать наше повествование можно с 1920 года, когда в нашей местности стали появляться первые пункты ликвидации безграмотности (ликбезы). В этот год Руднянское высшее начальное училище, в котором учились дети только самых состоятельных людей, было упразднено.
Дети бедняков, окончившие начальную школу (на этом ранее их образование заканчивалось), смогли бесплатно пойти учиться в открывшуюся школу второй ступени. Кроме того, было введено совместное обучение мальчиков и девочек.
Насколько важно было существование такой школы? Этого вопроса в 1922 году касался нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, отмечавший, что школ первой ступени хватает только для половины детей. А школы второй ступени могут посещать всего 5-6 % нуждающихся.
Школа II ступени в 1918-34 годах – средняя общеобразовательная школа в СССР в составе 6-9-х (с 1923 года – 5-9-х) классов. К середине 1920-х годов обучение сделали платным. С 1929 года начали открываться 10-е классы.
К 1926 году на территории будущего Руднянского района (мы помним, что он будет образован в 1929 году) имелось 28 школ первой ступени и все еще только одна девятилетка.
Не охвачено учебой оставалось около 30 % детей. Нужно было строить значительно большее здание, что и было сделано.
Классные комнаты в доме помещика
По практике тех лет, можно было просто изъять особняк у одного из богатых помещиков. Это и было сделано.
В статье «Новое в Рудне» Г. Неудачина, опубликованной в «Рабочем пути» 17 марта 1927 года, сообщается, что для постройки в Рудне школы-девятилетки крестьянами было перевезено из Любавичской волости (за 20 верст от Рудни) здание помещичьего дома.
Как писал корреспондент, это было «новое здание среди состарившихся руднянских лачуг». Он посетил наш город (уже год, как Рудня не была местечком) в воскресный день, когда проходил пуск электростанции и в этой же новой школе открывался волостной съезд советов.
Автор подробно разбирает, как возводилось первое основательное здание для городской средней школы. «В постройке школы сознательно, добровольно, коллективно и бесплатно приняла участие большая часть населения волости. Материалом для постройки школы послужил огромный помещичий дом, находившийся в Любавичской волости за 20 верст от Рудни. Вся постройка бесплатно перевезена в Рудню крестьянами волости.
Вот еще веское доказательство подлинного торжества сознательного труда: ни одного бревна, ни одной доски не пропало при перевозке. Даже оконные карнизы доставлены без единой поломки. Между тем, в перевозке здания приняла участие тысяча подвод. Больше полсотни деревень вынесли постановление выслать бесплатно свои подводы и сделали это. <…> Инициаторами постройки указывались учитель Палей, председатель вика Соболев и «главным образом крестьяне». Также отмечалось, что «…Школу начали возводить без одной копейки денег, а завершить дело помог приток советских средств. Летом от уисполкома была получена на постройку школы тысяча рублей. Осенью на эту же цель 2 тысячи рублей поступило от Наркомпроса. И, наконец, 5 тысяч рублей было получено в волостной бюджет на 1926-1927 г.»
К весне 1927 года требовалась только «окончательная доделка здания (штукатурка и т. д.)», но «более тысячи детей трудового населения вот уже несколько месяцев учатся в руднянской девятилетке. Более половины учащихся – дети крестьян белорусов Руднянской волости».
На этом же собрании обсуждалась возможность получения учениками практических знаний. «Вот тогда с ученья будет толк», – отмечали выступающие на собрании. Было предложено попутно обучать детей ремесленным навыкам, а старшие классы девятилетки преобразовать в белорусский педагогический техникум (последнее было исполнено только в 1930 году).
«Не доставайся никому….»
Как мы видим, крестьяне с воодушевлением приняли участие в перевозке и отделке здания школы, совершив эту грандиозную трансформацию частного владения в здание, могущее послужить на благо многих людей. Старый порядок уступал место чему-то небывалому, вдохновляющему, еще недавно казавшемуся невозможным, и, естественно, приверженцы прежнего уклада не разделяли этот душевный подъем…
Радоваться новой школе, восхищаться ею детям пришлось недолго, менее двух месяцев. Уже в начале следующего учебного года – 19 октября 1927-го – школу сожгли.
Несколько страниц нашей истории, отпечатанных на машинке, хранятся в районной библиотеке. Эти сведения были собраны для материала-хроники к очередному юбилею Октябрьской революции. В нем есть следующие строки «17 октября 1927 года вечером в Краснодворской сельхозартели сгорел большой овин с хлебом. В тот же вечер была сделана попытка сжечь школу-девятилетку в Рудне. Поджигатель скрылся, пожар ликвидировали.
19 октября вновь была подожжена школа-девятилетка (новое здание). Школа уничтожена дотла».
Это страшное событие приостановило развитие руднянского образования. Возможно, поэтому и открытие Белпедтехникума оставалось только в планах: ему негде было разместиться. Чтобы найти средства на повторное строительство добротного здания школы, потребовалось еще около десяти лет. Также становится понятно, почему первоначально было выбрано здание на таком большом (20 верст) удалении от Рудни. Значит, лучших домовладений в округе просто не было.
Учеба продолжалась в старом здании
Следующие годы учеба велась в старом здании, и оставляла желать лучшего. Сохранилась справка из отчета по обследованию школ Руднянского района, датированная июнем 1934 года. Приведем ее текст:
«Помещение при настоящем количестве учащихся (700 чел.) ни в коей мере своему назначению не отвечает (классные комнаты тесны, темны, ход прямо с улицы). Такое положение значительно понижает эффективность педагогической работы. Учебных пособий, необходимых для нормальной работы школы повышенного типа, нет (несколько склянок, пара примитивных приборов – все оборудование школы с огромным количеством учащихся). Группы I ступени учебниками снабжены удовлетворительно, старшие группы почти не имеют учебников. Учащиеся для закупки книг на свои средства своевременно не организованы. На складах Смоленского отделения ГИЗа этих учебников нет, почему не могут быть использованы даже собственные средства учащихся. В силу таких обстоятельств книга заменяется словом учителя. И нет возможности создать условия для активного участия учащихся в работе над книгой. При таких обстоятельствах нельзя отметить педагогических достижений. Возможных при нормальной обстановке. Ни топливом, ни авансами на учебные и хозяйственные нужды, ни зарплатой школа не удовлетворена, что усугубляет и так тяжелое положение ее. Вообще Руднянская девятилетка представляет собой плохо оборудованную школу учебы весьма сомнительного качества».
В какое же помещение можно было вернуться детям? Скорее всего, это здание и было тем, где размещалось дореволюционное высшее начальное училище. Оно находилось через дорогу от места, которое занимает школа сейчас (ориентир – здание офиса «Россельхозбанка»), а помещичий дом устанавливали на месте нынешней школы.
Об этом старом здании мы найдем сведения в воспоминаниях первого директора школы после оккупации Александра Ерофеевича Туманова: «После отступления немецкой армии Рудня представляла пустое место. Меня на фронт не взяли, а поручили по районам открывать школы в оставшихся жилых домах у населения, там, где была лишняя площадь. Райисполком и райвоенком меня утвердили в должности завРОНО. А потом, по прибытии из области, им стал учитель Громов, а меня назначили директором Руднянской средней школы, которую нужно было организовать. Найти здание, найти лесоматериал круглый. Найти доски для парт, стекло и другие предметы, необходимые для школы.
Старое деревянное здание немцы сжечь не успели, стояло с разбитыми окнами. Это для меня был клад. А фронт был от нас в 30 км. Нас бомбили, нас обстреливали. Но с помощью РИКа и райкома под моим руководством школа была восстановлена. Десять классов уселись за парты продолжать получение образования». Первый приказ по новой школе датировался 22 октября 1943 года.
Это здание упоминалось еще один раз – в статье, опубликованной в «Руднянском колхознике» 28 декабря 1947 года «Когда же в Рудне будут строить среднюю школу?» Она вышла с коллективной подписью председателя месткома профсоюза рабочих мясной и молочной промышленности А. Меркушова, директора средней школы И. Седнева и секретаря райкома комсомола В. Михеева. «В настоящее время в районном центре работает одна средняя школа и с начала учебного года открыта начальная железнодорожная школа (1947/48 гг.). 29 классов размещаются в пяти разбросанных по городу приспособленных зданиях, занятия проходят в три смены. Из трех принадлежащих школе зданий так называемый «главный» корпус пришел в ветхость. Вряд ли кто из старожилов города помнит, когда было построено это здание. Производить сейчас капитальный ремонт этого помещения, пожалуй, будет стоить дороже, чем построить новое».
Решение сверху
Итак, в 1934 году новой школы еще нет, а в 1941-м она уже вовсю функционировала в новом огромном здании. Здесь мы подходим к украшению главной улицы Рудни, трехэтажной кирпичной, по местному наименованию «красной» школе, возведенной на месте начального корпуса средней школы № 2 во второй половине 1930-х годов. Такому быстрому финансированию и строительству грандиозного для Рудни объекта есть объяснение.
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР опубликовали три постановления о структуре начальной и средней школы, о преподавании в них гражданской истории и географии. В феврале следующего года Совнаркомом Союза и ЦК партии принято решение, определившее перспективу строительства новых школ: повсеместно должна быть ликвидирована многосменность и пере-уплотненность школьных помещений. К 1937 году нужно было ликвидировать занятия в две смены в крупнейших городах, а к 1938 году – во всем СССР.
Нужно также отметить, что (по информации из последней процитированной статьи) «до войны в нашем городе было две средних школы, педучилище, одна семилетняя и две начальных школы». Еще раз напомним (в статье о Колхозной улице этот факт упоминался): о средней школе на Колхозной улице (получается, что она носила номер 2) известно, что она была из белого кирпича и в народе соответственно называлась «белой».
5-й выпуск – последний перед войной

Сегодня мы располагаем единственной довоенной фотографией выпуска Руднянской средней школы № 1.
Она принадлежит Наталье Михайловне Фомченковой. Среди других молодых людей и девушек на снимке можно найти лицо ее мамы Нины Антоновны. Вот она, совсем девчонка – Шунякова Н.А., третья во втором ряду. Самая верхняя строка особенно интересна – «5-ый выпуск Руднянской средней школы. 1940-41 уч. год». Но к ней мы вернемся чуть позже. А пока отметим, что, отправляясь в эвакуацию, вчерашняя ученица взяла этот снимок с собой и так его сохранила, в том числе и для всех нас.
Давайте рассмотрим эту фотографию. Обратим внимание на преподавателей. Рыжков М.Я. (буква отчества почти скрыта за изломом и едва различима) – директор. Кроме привычных нам предметов – истории, которую вел Гусев К.П., химии (Сорина Э.М.), географии (Романова Е.А.), физики (Седнев И.Ф. – он вернется с фронта и станет директором школы во второй половине 1940-х), ученики до войны изучали минералогию (Дроздова Е.М.) и черчение (Пиотух Б.В.). Завучем была Лубская З.И. В школе работали комсорг (Митяева Н.В.) и военрук (Кривцов П.А.). Физкультуру преподавал Журов Г.Д. Внизу помещены снимки, сделанные во время занятия, предположительно по физике, и проведения одного из кружков. А также мы можем увидеть само здание, его юго-восточную сторону.
Украшение главной улицы
Без сомнения, это было самое большое и современное здание в городе. На выступающей части центра фасада хорошо видна надпись – «ШКОЛА», а по бокам от нее – два шара, возможно, глобуса. Четыре маленьких арочных окошка на крыше, крытой железом или шифером, на другой ее стороне чуть видны кладки труб. Окна огромные, до потолка, трех- и четырехстворчатые. По центру фасада небольшое, несоразмерное трехэтажному дому крылечко без перил, и такая же узкая входная дверь. Прямо над ним на втором этаже узкая дверь на балкончик. Хорошо видны несколько водостоков и ограждение по периметру кровли. Вид боковой стены говорит, что здание было прямоугольным, без крыльев.
В начале июля 1941 года в этом здании средней школы проходила регистрация прибывших из запаса красноармейцев и командиров из близлежащих районов. А оно само, и даже территория возле него, было превращено в общежитие.
После захвата Рудни здание школы сразу же заняли немцы. На немецком снимке видно, что площадь перед ним была использована как стоянка для техники и место построения личного состава. Часть окон уже разбиты, но в целом здание не пострадало.
Перед наступлением Красной Армии в сентябре 1943 года, оккупанты взрывали все крупные строения. В газетной публикации Меркушова, Седнева, Михеева говорится: «Фашистские варвары уничтожили школьные здания, а прекрасное трехэтажное здание средней школы № 1 превратили в груды щебня».
Но благодаря нашим людям, труду всего населения Руднянская школа возродилась, как и весь наш город. И с осени 1943 года занятия идут непрерывно.
P.S.
А сейчас вернемся к надписи «5-ый выпуск Руднянской средней школы. 1940-41 уч. год». Зная это, можно попробовать вычислить год, который считался первым в работе Руднянской школы. Для начала можно посчитать, когда состоялся ее первый выпуск. Получается, что это радостное событие произошло в 1937 году. За время обучения произошла реформа образования, и к 1941 году средняя школа включала 10 классов. Таким образом, первым учебным годом выходит 1927-1928-й, и мы возвращаемся к тому первому помещичьему дому, от завершения строительства которого стало принято считать начало руднянского среднего образования. Сентябрь 1927 года… Ребята и учителя пришли в большие светлые классные комнаты… Тот небывалый подъем в душах людей не был забыт. И именно этот месяц было решено считать точкой отсчета, годом создания Руднянской средней школы… А значит, через три года она может праздновать свое столетие.
Анна Михалутина
Фото из альбома Н.М. Фомченковой и интернет-источников
Социально значимый проект «Помнить о будущем»