На земле Карташёвых. Часть 5
На земле Карташёвых. Часть 1
На земле Карташёвых. Часть 2
На земле Карташёвых. Часть 3
На земле Карташёвых. Часть 4
История центральной усадьбы бывшего колхоза имени Ленина и ее жителей
Культурный центр для всей округи
Во второй половине 1930- х годов, в период руководства колхозом М.П. Иоффе, в Карташевичах открыли клуб, там стали показывать и кино. Он находился на главном перекрестке, где позже был построен магазин (до этого ближайшая торговая точка работала в Храпаках). Кино в деревне любили. В пятидесятые дети прибегали посмотреть фильм даже во время занятий. Зная об этом, дежурный учитель частенько заходил проверять – приходилось прятаться под лавками.

Клуб стал местом и для собраний, они шли по три дня (особенно выборные). Избирательные участки находились в Храпаках и в Карташевичах. Деревянный дом клуба (после переезда учреждения в новое здание, которое построили в 1967 году) был разобран и передан передовой труженице колхоза имени Ленина, звеньевой Ксении Михайловне Карпечкиной.
После войны изба-читальня размещалась в одном доме с сельсоветом и почтой – на главной улице, в самом проходном и удобном месте (избач до 1972 года – Евдокия Матвеевна Чевпеленок). Позже на этом месте построили новый сельский совет, все книги перенесли в новый Дом культуры (читальня стала называться библиотекой). Его проект был типовым: в Кругловке, Лешно, Никонцах можно увидеть «близнецов» Карташевичского СДК, просторные помещения, высокие потолки, зрительный зал на 200 мест. Сейчас клуб снова перемещен в маленький домик — он же бывший сельсовет, затем медпункт (Лариса Николаевна Гусарова – директор, раньше она работала в школе).

Здесь будет уместно рассказать о Валентине Владимировне Автуховой, во многом благодаря которой и был подготовлен этот материал.
Это самая активная женщина в Карташевичах. «Всю жизнь на сцене», — говорит она о себе. Родилась здесь (по материнской линии ее род – Небожевых, фамилия Автуховых – из Тимошенок, откуда был родом ее муж), и остаться решила в своей деревне. Начинала работать в клубе в Шмырях, затем, в 21 год, пришла на смену Ивану Андреевичу Новикову директором только что сданного нового Дома культуры. Так как работника не было (В. Е. Большаков открывал СДК только для показа кинофильмов), ее отозвали из декретного отпуска. С 1972 года Валентина Владимировна стала работать заведующей местной библиотекой. Фонд большой, читателей много, работа многогранная, интересная. 42 года она оставалась среди книг и своих читателей, но и клубную работу не оставляла, помогает в ней и сейчас («Культура — это мой дом, библиотека — моя семья, где всегда поддержат в радости и в горе», — говорит она).
Однажды на собрании работников культуры, ее однокурсница, директор районной библиотечной системы Людмила Владимировна Ток сказала, что библиотекари должны знать историю своей деревни. Это и стало руководством к действию для Валентины Владимировны. Она стала записывать рассказы односельчан, вести переписку с уроженцами Карташевич и других деревень своего колхоза. А сейчас с радостью поделилась своими знаниями с нашей газетой.
Еще один старожил деревни — Мария Александровна Янкина (Василькова).

Родилась в Карташевичах в 1940 году. После свадьбы с мужем уезжали работать на север, 18 лет трудилась за прилавком краснодворского магазина райпо (у кольцевой развязки). Сейчас в родном доме в Карташевичах проводит все теплое время года, зимой живет в Рудне. Родителей Марии Александровны знали все местные жители. К Ульяне Кузьминичне постоянно обращались за пошивом платьев. Ее «Зингер» хранится в семье до сих пор. Александр Федонович был обувным мастером, умел шить и шубы. Он работал в мастерской в Храпаках, а затем в деревенском отделении комбината бытового обслуживания населения.
Родились и живут в Карташевичах Татьяна Михайловна и Сергей Алексеевич Цыганковы, Людмила Павловна Заморайченкова, Зинаида Владимировна Семенкова, Иван Иванович Ковалев, на родную землю вернулся после долгой работы в Смоленске Вячеслав Васильевич Янкин (также охотно помогавший в нашей работе при подготовке материала!).
Чудотворная могила, опасная топь и волчий холм
В материале мы уже упоминали некоторые народные названия окрестностей Карташевич. Одни из них употреблялись просто, чтобы обозначить место, с другими связаны настоящие легенды нашего края.
Рядом с Карташевичами, метрах в 600 к северу, находится небольшая возвышенность. Она получила название Волчиха, почему – к сожалению – забылось. Существуют две версии, что место это было похоже на лежащую волчицу или что там гоняли волков. Рядом на поле еще долго сохранялись военные окопы. А ближе к речке, в углублениях более высоких холмов, располагались Первые (Малые) и Вторые (Большие) Ночевки – большие ямы на крутом берегу реки. Там собиралась карташевская молодежь, а сейчас сделали «стрельбище».
Старики рассказывали, что на Чуриловском кладбище находилась чудотворная могила, ее называли гробницей. При серьезной болезни все знали, что нужно сходить к ней на закате, омыть ее водой и принести оставшуюся воду, чтобы также омыть больного. При этом обязательно было соблюсти все обычные магические приметы: идти молча, не оборачиваться, ни с кем не заговаривать и не отвечать, если окликнут. Эти походы и потом держали в секрете, но исцеления случались, а значит, легенда жила.
В двух километрах к западу от Карташевич было большое озеро. По местному преданию когда-то там утонула девочка. В сердцах ее бабушка бросила туда горячую сковородку, закляв озеро стать не больше нее. Вскоре берега стали зарастать и осталось только небольшое, но все еще глубокое место. Оно светилось, как окошко, отчего и назвали озерцо Окнище.
Однажды (и это подтверждали все жители) хотели померить глубину этого озера. На вожжи привязали камень и стали опускать в воду, а из глубины раздался голос: «Опусти свою голову!» Больше измерительных попыток не предпринимали.
Еще сто лет назад оно было обозначено на картах, а к сегодняшнему дню, наверное, и вправду превратилось в лужицу. Но ходят слухи, что это место при походах в клюкву, которая там растет, лучше обходить стороной: если ступить на прежнее Окнище, болото непременно затянет. Говорят, что во время войны там «увяз и провалился танк».
Деревни бывшего колхоза
Из восьми деревень, входивших в колхоз имени Ленина, жилых к сегодняшнему дню осталось всего три. Тубольцы, Тимошенки, Храпаки, Лоси не так давно перестали существовать, в д. Задняя остались только дачники. Лоси первые ушли с карты, а Храпаки – около пятнадцати лет назад, когда деревня лишилась электроэнергии. В Дементеево живут 11 человек, в Мервино – 10, а в Карташевичах – более 70. Эти населенные пункты самые близкие к шоссейной дороге.
В советское время автобус начинал свое движение из Тимошенок, проходил через Дементеево, а в Мервино заполнялся полностью, так что в Карташевичах занять сидячее место было уже сложно. Сейчас все поездки проходят на личных машинах. По понедельникам и четвергам сюда приезжает магазин на колесах — автолавка, но выходят к ней всего 5-6 человек в Карташевичах и в Дементеево.
Задняя в советское время была переименована в Малиновку (новое имя «пустили по документам», но в народе оно не прижилось), а Дементеево (Деентьево) – раньше называли Шиши. Интересно и спорно происхождение названия деревни Мервино. Было предположение, что оно восходит к слову Мровино (то есть муравьиное), но в середине 19 века поселение значилось на картах как Марвино, а еще раньше, в 1812 году, — Марьино (кстати, из всех окрестных деревень в начале 19 века указаны только Марьино и Лоси, они – самые старые деревни в округе).
В Храпаках находилось имение штаб-ротмистра Ф. И. Вельямовича. На старинном все еще частично сохранившемся фундаменте барского дома была поставлена Некрасовская начальная школа. Поодаль располагались мельница и маслобойня. Изучалась и древняя история этого места: у Храпаков было обнаружено городище днепро-двинских племен, местные жители называют его Осиновый городок. У соседней деревни Мервино были найдены две неолитические стоянки, у Дементеево — также существовало древнее городище.
На местном кладбище в Мервино захоронены жители, погибшие в ходе карательной операции фашистов в феврале 1942 года.
Между Карташевичами и Мервино при советской власти работал асфальтный завод. В Мервино жила и Мария Васильевна Ковалева, всю жизнь женщина носила почту, и знали ее здесь все. Муж Марии погиб во время войны, женщина одна воспитала дочь.
Старожилы деревни Дементеево Сергеенковы Владимир Яковлевич (1936 года рождения) и Лидия Васильевна (1940 года). Именно к ним мы ездили 11 лет назад, чтобы сделать сюжетный снимок к Новому году, тогда они еще держали лошадь, что уже было редкостью. В этой деревне жили мастера по дереву Павел Логвинович Сергеев и Павел ТихАнович Ивченков, мастерили кровати с фигурными ножками, шкафы, шкатулки.
Дементеево было известно далеко за пределами нашего района своей народной целительницей, травницей. Все называли эту бабушку ВасИхой, а вот настоящее имя уже позабылось (фамилия ее была Ивченкова). При помощи молитвы и народных средств она лечила от сглаза, испуга, заговаривала рожу, незаживающие раны.
В Тимошенках братья Браженковы были искусны в строительном деле, Андрей Браженков слыл одним из лучших печкуров в округе. Тимофей Потапешкин и Алексей Карпечкин были лучшими умелыми плотниками.
Деревня Тубольцы также известна в Микулинской волости, а затем в нашем районе — своим революционным движением. В 1906–1907 годах здесь произошло крестьянское восстание под руководством учителя Алексея Семеновича Устиненкова. Долгое время здесь помнили имена молодых революционеров Алексея Авраамовича Никонова и Егора Фомича Устиненкова.
А мимо деревни Задняя, не остановившись, проехать невозможно и сегодня. Прямо у дороги, у местного кладбища красуется прощально-поминальная часовня. Она была построена в память о людях окрестных деревень Задняя, Бель, Кудрицы, Новоселки, Мервино, Карташевичи, Заозерье и других. Решение о возведении часовни приняли на сходе ныне живущие и родившиеся здесь рудняне, чьи предки похоронены на этом кладбище.
Работа началась в 2012 году. Тогда же руднянским священником отцом Андреем Вдовенковым было освящено место для строительства, в котором в меру своих сил и возможностей приняли участие многие люди: от глав поселений, представителей власти до местных мужчин (как Михаил Николаевич Кондратенков), регулярно приходивших помочь в работах.
Организацию стройки и облагораживание кладбища взял на себя Валерий Николаевич Леоненков. Алексей Николаевич Рудаков и Иван Петрович Кудрявцев обеспечили финансовую часть. Большая работа велась при помощи руководившего Руднянским ДРСУ Игоря Петровича Лежнина… Спустя три года заросшую обочину дороги общими силами превратили в чистое, светлое, благоустроенное место, часовня также была готова.
В настоящее время на Радоницу панихиду здесь служит отец Василий Демчук (настоятель церкви Святой Троицы в д. Микулино). Большую помощь в текущих нуждах оказывает руководитель местного хозяйства Сергей Петрович Прудовский. А присматривают за кладбищем и часовней по зову души Анатолий Владимирович и Людмила Николаевна Кузьменковы, Валентина Анатольевна Пахоменкова, Игорь Анатольевич Кузьменков, Любовь Васильевна Малкова и многие другие люди, навещающие могилы своих родных.
Часовня не замыкается: зайти сюда и помолиться, поставить заупокойную свечу к иконам (их приносят люди) может любой верующий человек (восковыми собственноручно отлитыми свечами обеспечивает часовню В. Н. Леоненков).
СПРАВОЧНО
Деревня Карташевичи сегодня во многом отличается от советской. Закрыт огромный Дом культуры, в котором была и библиотека, пустует школа, нежилыми зданиями стоят бывшая контора колхоза (в двухэтажном здании рабочий всего один кабинет), последующие двухэтажные дома на «третьей» улице и его переулке и самое высокое и новое строение – четырехэтажный дом (с остановкой кочегарки – люди оставили и свои квартиры). Свободные участки есть на каждой улице, то тут, то там можно увидеть также нежилые бревенчатые, необшитые и потому серые от времени, послевоенные домики (довоенное поколение ушло, многие уехали в города, оставив некогда родные избы). В Карташевичах нет природного газа, что создает дополнительные трудности с отоплением, закрыт медицинский пункт, магазин, а чтобы позвонить — нужно «найти точку» с более-менее устойчивым сигналом…
Но общей неухоженности в деревне нет, очень много участков присмотрены и обихожены с настоящей хозяйской заботой. Многие люди остаются здесь жить или возвращаются из городов для тихой мирной жизни на родной земле. И все они любят свою деревню, помнят ее историю, в которой было много славных лет, потому и надежда на ее возрождение все еще остается.
Анна Михалутина