Профессии будущего
Школьники из Рудни заняли весь «экскурсионный» пьедестал чемпионата
Соревнования по мировым стандартам проводились в Смоленске и области, включали 12 площадок и 33 компетенции: парикмахерское искусство, преподавание в младших классах, электромонтаж, архивоведение, эксплуатация сельхозмашин, медицинский и социальный уход, столярное дело и многие другие. Часть из них запущены на базе мастерских, созданных в рамках национального проекта «Образование». Это востребованные и перспективные в Смоленской области профессии, в которых демонстрировали свои умения более 600 человек: студенты 50 образовательных организаций региона, школьники, молодые профессионалы и опытные – старше 50 лет. Качество работ оценивали преподаватели, мастера и что немаловажно – потенциальные работодатели.
На WorldSkills Russia развивается направление юниоров (от 12 до 16 лет), открывшее свой второй региональный сезон. Площадка экскурсионных услуг работала в филиале Московского энергоинститута. На отборочном этапе зарегистрировались 15 человек, пятеро из которых вышли на соревнования. И почти все они рудняне: Евгения Макеенкова, Никита Лосев, Иван Сазонов и Наталья Герасимова. Призерами стали Евгения (I место), Никита (II место) и Иван (III место).
Ребята обучаются в объединениях Детско-юношеского центра туризма, краеведения и спорта под руководством опытного преподавателя В.Н. Седнева. «Хорошо, что у детей из районов есть возможность принять участие в соревнованиях мирового уровня. И что у детей есть для этого желание. Школьники получали советы смоленских экспертов, многие из специалистов приехали из других городов России. Не исключено, что для кого-то из ребят это мероприятие станет точкой отсчета в выборе их будущей профессии», – отметил Виктор Николаевич.
В дальнейшем Евгения, как победитель, получила возможность принять участие в открытом национальном чемпионате «Молодые профессионалы», который пройдет в апреле в Великом Новгороде.
Мнения:
Иван Сазонов:
– В первый соревновательный день мы работали с программой «izi.TRAVEL». За 3 часа нужно было проложить маршрут экскурсии, а также составить и записать аудиогид. Программу мы знали, а тему – нет. Оказалось, что это «Смоленск – щит России». Я решил построить маршрут, основываясь на хронологии событий. Взял войну с Польшей, с Францией и с Германией. Экскурсия начиналась с крепостной стены у площади Победы, потом переходила к памятнику «Благодарная Россия – Героям 1812 года» и заканчивалась на улице Фрунзе у памятника «Штык» (Во славу русского оружия).
Этот день был самым простым для меня, потому что люблю индивидуальную работу, общение мне дается сложнее. Но моя цель на соревнованиях была как раз начать разговаривать, учиться представлять свои наработки.
Полезно было и то, что мы лучше узнали Смоленск. По ходу чемпионата много ездили по городу, научились ориентироваться в нем.
Евгения Макеенкова:
– Во второй день мы проводили десятиминутную экскурсию на тему «Предметы советского быта в рассказах Носова». Это было единственное задание, к которому мы готовились заранее.
Больше всего информации было по настенным часам с кукушкой, которые я и выбрала, в то же время я включала музыкальное сопровождение радио Маяка – мелодию «Подмосковные вечера», под которую советские люди просыпались каждое утро ровно в 6 часов утра.
Конечно, волновалась. Нужно было рассказывать все это перед экспертами, не сбиться, не забыть текст, выражать свои эмоции, заинтересовать слушателей и удерживать их внимание. Очень помогает, когда тебя слушают, не отвлекаясь, когда улыбаются в ответ, это говорит, что людям интересно.
Для меня участие в WorldSkills – это новые эмоции, разнообразие в жизни и проверка себя в неожиданных ситуациях.
Никита Лосев:
– В третий день нам нужно было показать, как быстро и правильно мы умеем принимать решения. Каждому давали по два вопроса с проблемной ситуацией на экскурсии, а мы решали, как нужно поступить экскурсоводу. Например, во время пешеходной экскурсии в жаркий день ребенку стало плохо. Я ответил, что нужно попросить одного из родителей или сопровождающих взрослых отвести его в тень, а если не станет лучше – обратиться в медицинское учреждение.
Выполнять неожиданные задания всегда сложно: нужно собраться, рассчитать время на обдумывание и по ходу ответа ориентироваться на реакцию экспертов.
До этого я не понимал работу экскурсовода. Теперь представляю ее намного лучше. Раньше думал, что просьба выключить телефоны – простая формальность. Теперь понимаю, как это сбивает и отвлекает гида во время его рассказа. Я смог почувствовать себя в этой профессии, посмотреть на группу с места экскурсовода. Это очень интересный и полезный опыт.
Анна МИХАЛУТИНА