У Рады, Малышки, Ночки… праздника нет
На ферму ООО «Мопр» в основном свозятся все родившиеся телята из трех хозяйств: кроме «Мопра», еще из ООО им. Мичурина и КФХ в Карташевичах. Здесь под присмотром они растут, набираются сил, а затем распределяются по группам: на доращивание, на откорм. Хозяйство это довольно хлопотное. Не случайно оно доверено человеку профессионально грамотному, ответственному и неравнодушному – Виталию Александровичу Королеву. Он выполняет обязанности главного ветврача в трех вышеназванных хозяйствах, но основное рабочее время проводит все же в Мопре. Следит за здоровьем животных, выполняя все необходимые профилактические мероприятия. И успешно лечит при заболевании. Кроме этого, Королев организует и контролирует весь рабочий процесс на ферме. Если надо, в случае болезни телятниц, сам поит, кормит животных, у которых праздников и выходных не наблюдается никогда.
Очень хорошо отзываются в хозяйстве о Виталии Олеговиче Болобышко. Он механизатор, и в летнюю пору занят на полевых сезонных работах. А в стойловый период вместе со всеми управляется на ферме. Мы застали его за развозкой корма в одном из хлевов. Но фотографироваться он повел нас к новому «Беларусу» – своей гордости, можно сказать, своего рода поощрению за хорошую работу.
С уличного яркого солнечного света, зайдя в помещение с дневным электроосвещением, не сразу разглядела рулоны, которые за дверью раскатывали работники хозяйства. И имела неосторожность обмолвиться, что сено вроде бы с гнильцой. Тут же Анжела Анатольевна Кашкова, до этого ловко управлявшая вилами вместе с Валерием Васильевичем Масюковым, с досады ткнула их в рулон: «Да вы что? Это же солома. Для подстилки телкам. Сухая. Животные ее еще переберут, прежде чем втопчут под ноги. Это по краю немного слежалась, подмерзла и снегом припорошена. Сейчас мы этот охапок в сторону откинем, пусть сохнет». Виталий Александрович в подтверждение слов своих рабочих потянул меня за рукав показать сено, с зеленцой, с клеверком, которое скармливают телятам. На попечении В.В. Масюкова и А.А. Кашковой 150 телок на доращивании. И в этом же сарае, через проход – помещение для теляток поменьше. Те, что пошустрее, норовят преодолеть лаз для кормления и оказаться с «сотоварищами» постарше. Их больше и с ними теплее.
Здесь так сложилось, что в маленьком коллективе дополнительные обязанности есть практически у каждого работника. Елена Эдуардовна Малькова, например, и доярка, и телятница. Если надо, выходит на разные группы. Оплата за подработку фиксированная.
Кроме поголовья молодняка КРС, в ООО «Мопр» содержится 120 коров.
Лошади на ферме – для души. Их девятнадцать, разной масти и нрава, живущих и зимой, и летом в загоне. Если появляются желающие купить для хозяйских нужд – продают. Но таких жителей остается все меньше и меньше.
Несмотря на предобедье, во всех телятниках и коровнике стояла тишина, не слышалось беспокойного, голодного рева. Животные не проявили никакой активности при нашем появлении. Лежа или стоя пережевывали корм, которого – и сочного, и грубого, и муки (мельница на ферме своя) – в рационе в достаточном количестве.
Последний штрих
Собиралась на ферму быстро, забыла переобуться. Спохватилась уже в коровнике, под стук каблуков о цементный пол проходов. Не преминула пройтись и по телятникам… Сапоги мои как и были, так и остались в первоначальном состоянии, будто не по ферме в них ходили, а по асфальту. Удивительно все сухо, чисто прибрано. Хоть никто и не знал о нашем приезде.
Людмила Азаркевич
Фото Сергея Соболева
(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 2 от 13 января 2022 года.)