За два года до Победы
80 лет подвигу шести Героев-минеров (дополнительные факты)
Официально известно, что в годы войны было совершено более 12 тысяч подвигов, за которые, люди, совершившие их, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Но за особо выдающиеся подвиги, воины – Герои, приказом Министра обороны Советского Союза занесены в списки своей части навечно. И таких Героев только 412. Это рядовой Александр Матросов, капитан Николай Гастелло, генерал Черняховский Иван Данилович и другие. Среди них шесть воинов-минеров из 10‑го отдельного гвардейского батальона минеров, который воспет Булатом Окуджавой, как «десятый наш десантный батальон». Но это не официальное наименование батальона, а дань уважения тем, кто в тыл врага спускался на парашютах.
Для диверсий в тылу врага
Летом 1942 года со стороны Ржева возникла угроза нового наступления фашистской армии на Москву. С целью не допустить продвижения войск противника к Москве в мае была сформирована 5 отдельная инженерно-саперная бригада специального назначения, которая возводила различные препятствия на возможных направлениях наступления фашистов и осуществляла диверсионные действия в тылу врага. Анализ боевых действий диверсионных групп в тылу врага показал, что для этих целей целесообразно создать специальное подразделение. В соответствии с приказом Наркома обороны командованием Калининского фронта был издан приказ 18 августа 1942 года за № 0018 «О формировании гвардейского батальона минеров в составе фронта». Батальон авансом получал звание «гвардейский» и формировался исключительно в добровольном порядке из числа лучших солдат и офицеров инженерных войск, коммунистов и комсомольцев. И личный состав батальона доверие Родины оправдал. Пример тому – подвиг шести гвардейцев воинов-минеров, возглавляемых гвардии старшим лейтенантом Колосовым Н.В, который они совершили в глубоком тылу врага 12 мая 1943 года, за два года до Победы.
Труд Шаповалова С.Ф.
Пятьдесят лет тому назад в районной газете, тогда под названием «Заветы Ильича», была опубликована статья директора Рокотянской средней школы Шаповалова Сергея Федоровича о подвиге воинов-минеров из 10 отдельного гвардейского батальона минеров с мая по сентябрь 1943 года в Руднянском районе. Сергей Федорович, возможно, один из первых, который более 20 лет сам и совместно с учениками школы, изучал этот подвиг и искал достоверные факты. К тому времени много уже было публикаций на эту тему, но как писал Сергей Федорович: «Во многих публикациях, посвященных этому подвигу, появилось немало неточностей, а то и прямых искажений фактов». Нужно отдать должное Сергею Федоровичу за его самоотверженный и кропотливый труд собирать достоверные факты и материалы. Тем не менее не все удалось достоверно узнать Сергею Федоровичу, даже общаясь с живыми свидетелями событий того времени, именно событий, а не подвига.
Мне, автору документальной повести «Десятый наш десантный батальон и его Герои», удалось дополнить исследования Сергея Федоровича новыми достоверными фактами и материалами из архивов, которые не вызывают сомнения в их подлинности. Попытаюсь изложить все это по порядку.
Поиск начался с разминирования
В марте 1988 года мне довелось выполнять задание по обезвреживанию взрывоопасного предмета в Руднянском районе как начальнику оперативной группы разминирования от Московского военного округа. По завершению его, мне показали место боя и гибели минеров, а потом мемориальный комплекс в честь их подвига. Увиденное и услышанное потрясло меня, и по возвращению все это стало известно Командующему Московским военным округом. На Военном Совете округа было принято решение провести «Вахту памяти», посвященную 45-летию их подвига, которая состоялась 12 мая в день гибели минеров. В то время были еще комсомольские организации в Советской армии и в гражданских организациях, которые многие вопросы проведения «Вахты памяти» взяли на себя. И это мероприятие прошло на очень высоком уровне. После торжественного митинга состоялись различные соревнования, а вечером – песни и беседы у костра.
В очередной раз я уже прибыл в Рудню через 15 лет – в 2003 году на 60‑летие подвига в качестве ветерана Вооруженных Сил в сопровождении Героя России Шейко Сергея Сергеевича и командира группы минеров партизанского отряда «Смерш» Татьяны Сергеевны Лавровой, которая партизанила в этих местах. Она одна из первых, кто как бы заставил меня заняться окончательно изучением этого подвига, поиском документов и фактов. Татьяна Сергеевна сообщила весьма важный факт: «Длительный бой и гибель шести воинов-минеров, возможно, спас наш отряд от верной гибели. Мы, рядовые партизаны, долго не знали, почему отряд каждый день меняет место своего пребывания. Только значительно позже мы узнали о карательных операциях, которые проводили фашисты в мае в этих местах. Спасибо минерам за подвиг». Вот такой маленький факт подтолкнул меня к поиску других. Но еще 10 лет мне потребовалось, чтобы приступить к работе с архивными документами, что позволило не со слов, а на веском основании излагать события тех лет, которые имели место. Сентябрь 2013 года, можно сказать, стал судьбоносным для меня и для книги, которая издана по инициативе и финансовой поддержке Московского Комитета ветеранов войны, возглавляемого Почетным гражданином города-Героя Москвы генерал-майором Слухай Иваном Андреевичем.
Работа с архивом
В своей статье, опубликованной в 1973 году, Сергей Федорович сетует на то, что погиб командир отряда гвардии старший лейтенант Дубовицкий Иван Абрамович, что не удалось найти младшего лейтенанта медицинской службы Шарипова только по фамилии, что нет полного списка отряда, который десантировался в Касплянский лес, и так далее. Не удалось ему узнать значительно больше подробностей подвига Героев, которые навечно занесены в списки своей части. В Центральном архиве МО мною найдено «Боевое распоряжение № 3», начатое 13 марта 1943 года и оконченное 2 июня 1944 года. В Боевом распоряжении говорится: отряду в составе 33 человек десантироваться в районе железной дороги Смоленск – Орша, автострады Смоленск – Орша. Пустить под откос 10 эшелонов противника и произвести разведку автострады Смоленск – Орша. Переброску осуществить по воздуху. Возвратиться пешим порядком через линию фронта. Обеспечить продуктами на 13 дней. Вооружить отряд: перечисляются все средства вооружения. Отряду выступить 10 апреля 1943 года. Прибыть по выполнении задания 15 мая 1943 года. Оказалось, что не так просто было выполнить эту задачу. В распоряжении есть отметка: «Выброска отряда закончена 29.04.1943 года в районе деревни Савостье (квадраты 40–70) на парашютах».
К Боевому распоряжению прилагалась схема задач и список отряда, который приведу полностью, упустив для простоты слово гвардии, все они Гвардейцы. Список отряда Дубовицкого И.А: старший лейтенант Колосов Н.В.; красноармеец Швалев И.В.; красноармеец Соломка А.С.; красноармеец Базылев И.К.; красноармеец Мягкий М.В.; сержант Яблочкин Д.М; младший сержант Сорокин С.И. (скорей всего Фокин Сергей, медбрат); красноармеец Подчупов А.А.; красноармеец Сулимулин И.Г. (в приказе о награждении Салимулин Идиат Генеятович); младший сержант Ефимов В.Б.; красноармеец Безруков Ф.И.; младший сержант Мухарямов; красноармеец Лифшиц М.С.; сержант Баранов А.А.; красноармеец Анисимов И.С; красноармеец Козлов И.С.; сержант Яковлев И.Я.; красноармеец Белкин С.Б.; красноармеец Шишкин Е.Г.; сержант Голубев П.В.; красноармеец Иванов А.П.; красноармеец Лабзин В.Л.; лейтенант Казаков И.Г.; красноармеец Барсуков И.С.; красноармеец Шмонин М.И.; красноармеец Белых А.Я.; старший сержант Горячев В.П.; красноармеец Вилков И.И.; красноармеец Сагыдгареев; сержант Хватик И.С.; красноармеец Блинов; сержант Васько Е.А., (13 марта 1943 года приказом Командующего фронтом ей было присвоено звание младший лейтенант медицинской службы). Анализируя список, пришел к выводу, что погибшие вычеркнуты карандашом. Значит в живых остались: Дубовицкий, Яблочкин, Баранов, Анисимов, Козлов, Яковлев, Шишкин, Голубев, Иванов, Лабзин, Барсуков, Блинов. Под вопросов оказался красноармеец Анисимов И.С., который был вычеркнут, а потом дописано – вернулся, без пояснения. Второй вопрос, как оказался в тылу врага Шарипов Камелбек (удалось узнать имя), которого нет в списке. Возможно, в отряде были и другие воины.
Прощальная записка
Вернувшись на Большую землю, младший лейтенант Камелбек Шарипов в своем рапорте приводит уникальные сведения. «Меня 8 мая послали на задание с группой Колосова, Ефимова, Горячева. Не доходя до железной дороги, мы попали в окружение в лесу в урочище Миновщина, где действовала бригада Вишнева. Пришлось принять бой. 12 человек нас было». Что потом подтвердил Рыбаков Владимир Маркович, который был проводником этой группы. Гвардейцам удалось отбиться от фашистов без потерь, но их продолжали преследовать. Вот тогда Николай Колосов принял решение взять с собой самых молодых и выносливых бойцов, а остальным приказал укрыться в ручье под командованием Шарипова.
Группа Колосова увела за собой карателей и смогла от них оторваться. На исходе дня, у деревни Савостье, обнаружили крупный склад боеприпасов и приняли решение уничтожить его. Утром 9 мая 1943 года летчики возвращались после бомбардировки немецкого аэродрома, увидели всполохи в тылу врага и засняли это на пленку. Возвратившись, доложили об этом Командующему фронтом. Есть сведения из ранних публикаций, что в группе Колосова была радиостанция, и в штаб фронта отправлено сообщение: «Я ЖКМ‑23, высадился в квадрате 40–70 Савостье, обнаружил и уничтожил крупный склад боеприпасов, продолжаю выполнять задание Буран». Выяснить, была ли в группе Колосова радиостанция и найти радиотелеграмму, мне не удалось. Возможно, другим исследователям этого подвига удастся.
Неоспоримым остается тот факт, что группе Колосова в составе шести человек удалось обнаружить и уничтожить склад боеприпасов немецкой армии, за два года до Победы. Об этом свидетельствует и записка, которую нашли на месте боя поисковики Смоленского ГПТУ – 10, устанавливая памятник, изготовленный собственными руками. Текст этой записки увековечен Советом ветеранов инженерных войск РФ, возглавляемым генерал-лейтенантом Николаем Георгиевичем Топилиным. Текст записки гласит: «Здесь, у деревни Княжино, после взрыва склада вели последний бой с сотнями фашистов гвардейцы-минеры-разведчики: старший лейтенант Колосов Николой Васильевич – токарь из Фурманова двадцати четырех лет; старший сержант Горячев Владимир Петрович – школьник из Омска девятнадцати лет; младший сержант Ефимов Вячеслав Борисович – студент из Калинина девятнадцати лет; красноармейцы: Базылев Ваня – комсорг Болтутинского колхоза двадцати одного года; Миша Мягкий – служащий из Белгородской области двадцати одного года; и Я – Безруков Филипп – рабочий из Челябинска двадцати двух лет. Прощайте! Живите после войны хорошо, мирно! Написано 12 мая 1943 года».
Конечно, Сергей Федорович, когда писал свою статью, не знал о существовании такой записки, тем не менее, почти точно описал события тех лет.
Гибель группы Колосова стала известна всему отряду, и они побывали на месте боя, дав клятву, что отомстят за погибших товарищей. Об этом стало известно из письма, которое получила Ефимова Эмма Гансовна от близкого товарища Славы – Сергея Фокина. Который пишет, «что решили брать пример стойкости с Вашего сына и товарищей, и верьте, что гибель Вашего сына не останется не оплаченной». Сергей пишет, что сам он тоже калининец, что дом его находится в 20 километрах от Калинина у деревни Каменка. Жалеет, что не может получить письмо с ответом. Написано письмо было 14 июля 1943 года, и как нам стало известно, почта во время войны работала безукоризненно. Этот уникальный документ хранится в семейном архиве двоюродного брата Славы – у Ефимова Александра Михайловича. Сам Сергей Фокин погиб в тылу врага, как и многие его товарищи.
Заслуживает достойного внимания бой «горстки» гвардейцев-минеров с сотнями фашистских карателей, который длился более трех часов. Свидетелем этого длительного боя был связной партизанского отряда Вишнева – Николай Яковлевич Прошкин, рассказавший о нем жителям деревни Княжино и доложивший об этом своему командиру. Невольно возникает вопрос, а какими средствами так долго могли вести бой 6 минеров против сотен фашистов? Часть боеприпасов они израсходовали, отбиваясь от засады. Мины и взрывчатку они использовали для уничтожения склада боеприпасов. В этом скорей всего заслуга Владимира Петровича Горячева, который в декабре 1942 года и части января 1943 года выполнял задачу в этом районе, а потом вместе с партизанами отбивался от карателей. Тогда, наверно, партизаны показали ему свой тайный склад боеприпасов и оружия, куда через трое суток он привел своих товарищей, где они и дали свой последний бой.
Памятник своими силами
Воины инженерных войск 1-го Прибалтийского фронта, узнав о подвиге своих товарищей по оружию в тылу врага, приняли решение на свои средства и своими силами возвести памятник Героям. Торжественное открытия памятника состоялось 8 мая 1945 года. Так как никто не знал, когда закончится война, то на одной из сторон памятника написано: «В дни Великой Отечественной войны 1945 год». Так об этом уникальном подвиге гвардейцев-минеров узнал весь Советский Союз. Памятник был возведен на красивом возвышенном месте в деревне Микулино с целью доступности для всех видов транспорта – у деревни Княжино место болотистое. Теперь в д. Микулино целый мемориальный комплекс.
Родственники героев
Немаловажный факт, что подвиг гвардейцев минеров воспет Булатом Окуджавой как десантный, где есть слова «бьет пулемет неутомим», и это скорей всего правда, а не выдумка. Да, 10‑й отдельный гвардейский батальон минеров, созданный для диверсионных действий в тылу врага. После того как они прошли парашютную подготовку и началось десантирование, их уважительно стали называть «это наши десантники». Вот то неофициальное наименование батальона.
Имеет большое значение факт, что стали находиться родственники Героев этого батальона. В Омске живет племянница Горячева Владимира Петровича – Кулинич Светлана Глебовна. В Москве живут родственники Вячеслава Борисовича Ефимова – племянник Масленников Михаил Евгеньевич, внучатый племянник Масленников Кирилл Юрьевич и другие.
Двоюродный брат Александр Ефимов умер в прошлом году, кому передан семейный архив, установить пока не удалось. В Ровеньках Белгородской области проживают племянники Михаила Васильевича Мягкого – Мягкий Николай Петрович, Ряднов Алексей Михайлович и другие. Есть много родственников у Яблочкина Дмитрия Михайловича – главный хранитель семейного архива полковник в отставке Яблочкин Леонид Николаевич, внучка Галина Валерьевна Ануфреева и еще много внуков и правнуков. Отрадно сознавать, что стали находиться родственники других воинов-минеров из этого прославленного батальона. Первым вышел на меня Альчибаев Борис Акимович, сын Альчибаева Акима Афанасьевича, который одно из заданий в 1942 году выполнял с Безруковым Филиппом Ивановичем, ставшим потом Героем. Борис Акимович внес много дополнений в мою книгу своими исследованиями боевого пути 10‑го отдельного гвардейского батальона минеров. Через него установилась связь с зятем фронтовика ефрейтора Лоскутова Павла Александровича – Воротным Константином Викторовичем.
Дерзайте повторить
Десятый отдельный гвардейский батальон минеров дал стране и народу: Героев Советского Союза – 7 человек, шесть из них занесены в списки своей части навечно, единственный случай в истории России; ордена Ленина – 9; ордена Красного Знамени – 31; ордена Отечественной войны I степени – 6; ордена Отечественной войны II степени – 40; ордена Красной Звезды – 88; кавалеров ордена Александра Невского – 1; ордена Богдана Хмельницкого – 2; ордена Славы III степени – 15; медали «За отвагу» – 123; медали «За боевые заслуги» – 50 человек.
Как видно из этого богатого списка, значительная часть личного состава батальона – орденоносцы, а это говорит о тех подвигах, которые они совершали в годы Великой Отечественной войны. Найденные мною факты подвига свидетельствуют о том, что этот уникальный подвиг воинов-минеров во всех отношениях подлежит дальнейшему изучению. Что документальная моя повесть «Десятый наш десантный батальон и его Герои» всего лишь одна дополнительная страница к общенародной «Книге Памяти», которую необходимо обогащать дополнительными исследованиями. Об этом хорошо сказано в стихотворении «К страницам Памяти»:
На них, как на могильных плитах,
Что нам оставила война,
Занесены, по алфавиту,
Ушедших в вечность имена.
Они не дождались Победы —
Чьи-то отцы и сыновья,
Не состоявшиеся деды,
Вдов ранних юные мужья.
Хоть та гроза отгрохотала,
Не покидает боль сердца…
У этой книги есть начало,
Но не предвидится конца.
Справедливо прав смоленский поэт Анатолий Павлов, это ему принадлежит стихотворение, что: «У книги есть начало, но не предвидится конца».
Тем более сейчас, когда мы проводим Специальную Военную Операцию на Украине против возродившегося фашизма, актуальны книга и стихотворение. Мы не имеем право забывать подвиги наших предков, которые не жалели своей крови, а часто и жизни в годы войны, чтобы жили МЫ, их ПОТОМКИ!
Но мы обязаны не только продолжать жить, но и доблестно, с достоинством и честью защищать свою любимую Родину – Россию. Поэтому, в завершение своей статьи, хочу обратиться ко всем защитникам нашего славного Отечества с призывом: «С Героев Родины – Бери Пример!». И словами величайшего патриота нашей Великой Родины – России Михаила Ломоносова: «Дерзайте мужеством Отечество прославить!»
Владимир Тищенко, полковник инженерных войск в отставке, почетный сапер ВДВ, участник боевых действий в народной республике Ангола
Социально значимый проект «Время помнить»
(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 19 от 12 мая 2023 года.)