Улица в честь поэта
В середине пятидесятых пришел черед расширения восточной границы Рудни: пустующие болотистые земли могли послужить местом для нескольких улиц. 23 сентября 1955 года была открыта первая из них, «проходящая параллельно 2-ой Киреева с северной стороны от военкомата до райветлечебницы, ей дано наименование Маяковского». (Кстати, в честь поэтов и писателей в нашем городе названо семь улиц: Маяковского, Горького, Исаковского, Некрасова, Пушкинская, Толстого и Шолохова.)
Послевоенный военкомат
Самый старый дом здесь – прежний военкомат, «через лужайку от современного». Он был зарегистрирован в 1944 году и является одним из первых городских строений после оккупации. На месте аллеи, ведущей к первой школе, в конце сороковых стояло еще несколько небольших домов – для служащих. Старожилы помнят имя первого военкома – Виктор Дмитриевич Крюков. Он работал с 1946 по 1951 год.
Во время разметки участков под застройку зданию был дан номер 1а по улице Маяковского, так остается и нынче. Также рядом с ним стоял колодец. С постройкой нового здания в 1959 году (д. 2а) организацию перевели туда, а здесь поселили сотрудников. Первые прописки были у райвоенкома Василия Дмитриевича Косарева (1961–67 годы), военнослужащих Николая Ивановича Емельянова и Анатолия Геннадьевича Кузьмина. После них прописались следующий военком Степан Васильевич Старухин, заместитель Сергей Антонович Морозов, возглавлявший комиссариат с 1970 по 1976 годы.
«Одно время здесь жили семьи военкома Косарева и его заместителя Морозова (у каждого по двое детей). Они были приветливые, мы все лето у них во дворе проводили. Настольные игры и биллиард, и теннисный стол – всем разрешали пользоваться. К спорту нас приучали. Василий Дмитриевич своего Сергея готовил к военной стезе и нас понемножку воспитывал: боксерские перчатки даст, сам рефери», – вспоминают бывшие дети начала улицы.
Жилье перестало быть ведомственным с 1972 года, когда военкомат получил новый дом – 42 на Красноярской улице. Несмотря на солидный срок эксплуатации (бывшему военкомату почти 80 лет), и сейчас дом все еще используется: в его трех квартирах живут Гурко, Колоколовы, Марцинович.
С 2003 до 2024 года (с небольшим перерывом) коллективом военного комиссариата руководит подполковник Геннадий Анатольевич Пивнов.
Событием на улице был ознаменован и 1963 год, когда завершили строительство здания средней школы. Нынче она имеет адрес: Красноярская, д. 44. В то время школа работала в две смены, в ней учились до 1500 учеников.
Спортивная полянка и военные укрытия
Если продолжить тему детства, стоит упомянуть любимое место ребятни на Маяковского – спортивную площадку у военкомата (сейчас там стоянка для автомобилей и небольшой лужок). Все ее называли «поляна», а обустраивали, как водится, сами. Старшие ребята здесь разбили волейбольную площадку (Геннадий Морозов, Татьяна Гольдман и другие): засыпали песком, нанесли разметку, соорудили сетку. И так хорошо все сделали, что не только местные дворовые игры стали устраивать, но «даже проводили районные соревнования».
Когда старшие выросли и поступили учиться в другие города, поляну заняло второе поколение детей. Их больше интересовал футбол. Взрослые помогали: выдали нашедшиеся во дворе военкомата четыре столба для ворот. А сетку уже ребята сами «утащили со стадиона». Команды делились на детские и юношеские. «А окна били в военкомате!.. Не часто, но бывало. Выйдет офицер: «Ты что, не видишь, куда бьешь?!» Здесь играли и в лапту.
Было время, ребята сами заливали и хоккейную площадку. Когда вычерпали весь ближний колодец, начали ведрами «таскать воду из двух колодцев на Маяковской». И все равно льда оказалось мало. Тогда подключился «дядя Миша Старостенков, он работал приемщиком молока на заводе». Машины мыли, а воду сливали в канаву. «И он эти машины заворачивал к нам». Так хоккей на улице просуществовал несколько лет. «Из одного класса на улице было 12 человек, а на год-два старше-младше, это сколько было людей», – вспоминают старожилы.
На эту спортивную «поляну» приходили и другие команды. Главный соперник – льнозаводские. «Бились и с городской командой, и с Луговой (цыганским краем), а потом мы идем к ним, по очереди». До обеда проходили матчи на Маяковского, после – в гостях.
Для хоккея оборудовали и некоторые заводи ручья, пересекавшего улицу. «Напротив Сухановых, у моста, тоже проходили хоккейные баталии». Этот деревянный мост был неосновательный, в половодье его всякий раз сносило. Летом оттуда же ребята постарше шли с большой корзиной по этому ручью. Дойдя до парка, набирали ее полную окуней и даже щук. (Интересно, что ручей не просто делит улицу пополам, жители отмечали «свою» и «не свою» части. Более сорока детей с одной стороны и столько же с другой постоянно соперничали во всех играх.)
Еще одним интересным местом было «поле будущей Красноярской», на котором сохранялись укрытия для самолетов, ведь после оккупации здесь находился военный аэродром. На этом лугу, где уже пасли коров, сохранялись и воронки от бомб. Дети любили там играть в «военку», а взрослые не всегда это разрешали, ведь канавки и рвы «вечно были залиты водой», а значит, опасны.
Тогда еще не было окружной дороги и с огородов, которые тянулись до нынешней дороги Красноярской, были видны столбики дыма из печей капустинских домов. Весной, если зима была снежная, луг до Капустино становился озером, время от времени оно замерзало и дети катались на коньках до самой деревни.
Построились первыми
Попробуем представить годы рождения улицы. Пятьдесят участков на Маяковского заняли очень быстро. В основном молодые семьи из ближайших деревень, некоторые из Демидовского района, как Котовы. И строиться начинали все вместе, первые дома встали в том же 1955 году. По общему проекту они могли различаться только формой крыши и верандой.
Дом № 3 – Крутенковых. Лидия Константиновна работала продавцом в универмаге, Николай Стефанович – начальником стройучастка райпотребсоюза (рабочие этой организации возводили общественные здания). Именно он, придя в горсовет за разрешением на строительство, предложил назвать улицу в честь Маяковского. Будучи умелым строителем, Николай Стефанович не только поставил дом, но и украсил его искусными резными наличниками, а его дети – Сергей и Надежда – хоть и живут в других городах, сохраняют дом в образцовом порядке.
Одни из первых жителей Иван Стефанович и Раиса Яковлевна Кондрашенковы приехали из Рокота. Их сын, Александр Иванович, бывший директор музыкальной школы, до сих пор живет в родительском доме в начале улицы.
Рядом – очень необычное здание под номером 7 – молитвенный дом «христианской церкви». Построен в 1958 году Морозовыми, позже его купили и используют для собраний общины. Дело в том, что на Маяковского, дальше по улице, жил один из братьев Лебедевых, Лука Яковлевич, служивший пресвитером.
Из первых семей помнят многих (к сожалению, никого из тех людей уже не осталось). Астаховы, Котовы, Совуновы, Перзашкевичи, Лебедевы, Старостенковы, Кириенковы, Тихачевы, Родионовы, Одинцовы, Синицыны, Летучевы, Морозовы (фронтовик, работал председателем колхоза в Рокоте), Солодкины («Семенович – начальник госстраха, а жена – тетя Надя – фотограф в КБО»). Здесь жили директор пищекомбината Василий Яковлевич Даниленков, начальник отдела культуры Дмитрий Николаевич Белов.
Старожилы улицы – Анна Ивановна Андрейкина и Лидия Александровна Солодкина. В родительских домах у ручья проживают Владимир Николаевич Одинцов, Евгений Владимирович Летучев, Валентина Алексеевна Лебедева.
Золотой уличком
В доме № 3 проживал пожилой человек, председатель уличного комитета Анох Исаевич Гольдман, супруга Анна Михайловна. Анох Исаевич был старше всех, и его уважали, а фамилию переводили не иначе как золотой человек. «Очень сильный организатор, старался, чтобы улица была лучшая в Рудне, следил за порядком. Один сосед привез навоз, а убрать с улицы некогда – все ж работяги. Он два раза его предупредил, а потом собрал людей, чтобы перевезли на огород».
А дорога на улице была для уличкома – сплошная забота, «страшнейшая грязь, без канав там бы плавали». Однажды напротив Кириенковых застрял гусеничный трактор: весной чистил снег и провалился в трясину. Вытащить его пробовали, но так и не сумели, а когда земля высохла, он усох вместе с ней. Так в тот год трактор-памятник «прожил» на Маяковского до самой осени. Один из похожих случаев был запечатлен на снимке.
Часто в доме Гольдманов собирались их друзья с улицы Киреева – семьи Ромм, Рогулевых, Голышевых, Рубашкиных. Соседей Гольдманы также часто приглашали на праздники. Стол всегда застилали белоснежной скатертью и необычно для рабочих семей сложно сервировали. Выходцы из деревень охотно перенимали у них «более культурный образ жизни». Уличком был инициатором и общих праздников – всей улицей. На 1 Мая у дороги устанавливали большой общий стол, повеселиться собирались все, «и неважно, кто начальник, кто простой столяр». Жили очень дружно.
А Новый год встречали у всех по очереди, «у вас давно не были, собираемся». И дети в любой дом заходили, как в свой, «в любое время напролом, все двери открыты – замков тогда не понимали. Бывало, и грязные по уши – через весь дом, и никто не запрещал».
Анна Михалутина
Фото автора, из альбомов семей Беловых, Перзашкевичей, Крутенковых, Кондрашенковых, Гурко
Социально значимый проект «Помнить о будущем»