Дом Надежды
Счастье – это дети, внуки и большая семья. В этом убеждена Надежда Андреевна Михалева из д. Кругловки, у которой четверо детей и девять внуков. Только путь к этому счастью оказался долгим и трудным.
Она родилась в Иркутской области в многодетной семье. Шестеро детей – Вера, Надя, Вася, Петя, Люба и Полина – больше всего нуждались в маминой любви и заботе. А той было некогда. Не сильно утруждая себя семейными хлопотами, она старалась вырваться из дома к веселой компании, ничуть не печалясь по поводу ненакормленных и необихоженных детей. Свою мать дети называли «она». Их любил отец, жалел, как мог, и семья держалась на нем.
Потом они переехали на Смоленщину, в Вяземский район, на родину отца. Дети сначала учились в деревенской школе, а потом их определили в школу-интернат нового типа станции Вязьма Московской железной дороги – для детей-сирот, полусирот, для детей из многодетных семей, временно оказавшихся в тяжелых условиях. На каникулах ездили домой, пока не умер отец. С его уходом они остались фактически полными сиротами. Мать быстренько оформила одного из сыновей – Петю – в детдом, потом отказалась и от Любы (ее впоследствии удочерила семья военных), а сама уехала в Иркутск к сестрам, забрав с собой Полину. Но несмотря на фактическую разлуку, братья и сестры поддерживали связь, переписывались друг с другом.
Надя только-только перешла в 4-й класс. Они остались с сестрой Верой и братом Васей, а школьный интернат стал их домом на несколько лет.
Надежда Андреевна с большой теплотой вспоминает эти годы. Конечно, не шиковали на гособеспечении: осеннее пальто, к примеру, полагалось носить четыре года, а зимнее – все шесть, а дети ведь быстро растут. Но были сыты, присмотрены, учились в школе, занимались в кружках, дружили со сверстниками, лето проводили в пионерском лагере – жили детской жизнью без оглядки на пропащую мать. Кстати, однажды она вспомнила об оставленных детях: в письме просила прислать какую-то справку. Но директор школы Андрей Ильич Крутенев в справке отказал, справедливо полагая, что к детям она давно не имеет никакого отношения.
Талантливый педагог и организатор и просто очень добрый человек, он сам провожал своих воспитанников во взрослую жизнь, вручая каждому нехитрое приданое. Надежда Андреевна перечисляет свои первые пожитки: два комплекта постельного белья, одеяло, подушка, белье и денег 40 рублей.
Рассчитывать приходилось только на свои силы, поэтому после 8 классов поступила в швейное училище в Смоленске, через год начала работать. Будучи в гостях у подружки в Монастырщине, познакомилась с будущим мужем Виктором. Вышла замуж, в неполные 20 лет стала мамой в первый раз: в 1980 году родился сын Дмитрий. Спустя два года появилась на свет дочь Наталья. Семья поначалу жила в Монастырщине, а потом переехала в Кругловку, перетянула сестра Вера (ныне Вера Андреевна Зайцева работает директором Кругловского Дома культуры). Сестры очень дружны между собой.
Председатель колхоза Анна Алексеевна Виноградова предоставила молодой семье квартиру, в которой Михалевы живут и сейчас. Виктор работал механизаторм, комбайнером. Надежда – сначала телятницей, затем дояркой, и даже какое-то время киномехаником. Жизнь супругов не была безоблачной, но для детей старались делать все что могли. Как и все, много работали, держали хозяйство, за счет которого в тяжелые девяностые годы и выживали. А было очень тяжело. В 1990 году родились двойняшки Андрей и Настя. К моменту их появления на свет Надежда Андреевна уже свыклась с этой мыслью, а поначалу… На замечание мужа, что будет двойня, сперва махнула рукой, как на неудачную шутку, хотя ее собственный отец тоже был из двойни. Но то, что происходило с еще неродившимся ребенком, настораживало: врач слышала учащенное сердцебиение. Ее отправили на УЗИ в Смоленск (в районной больнице аппарата еще не было), и доктор посмотрел ее дважды, чтобы не ошибиться. А двойняшки словно этого ждали: ручками и ножками показали, смотрите, нас двое. Как же Надежда плакала по дороге на вокзал, представляя, что ее ждет…
Надежда Андреевна говорит, что если бы не старшая дочь Наташа, она бы не справилась. Маленький Андрей был очень беспокойный, не спал ни днем, ни ночью, практически все время находился на руках у мамы. А к Насте, и по ночам тоже, бежала Наташа, которой в то время было всего восемь лет (несмотря на прошедшие 30 лет, Наталья очень хорошо помнит, как нянчилась с младшими братом и сестрой, а самой так хотелось гулять с подружками).
Старшие, а вслед за ними и младшие очень рано приучались к труду, помогая управляться с большим хозяйством. Еды всегда хватало, а вот с тем, чтобы одеть-обуть четверых детей, было непросто. Тогда, в 90-е, зарплаты задерживали по несколько месяцев. Порой от усталости и безденежья накатывало такое отчаяние, что хотелось плакать. Чтобы собрать детей к школе, мама собирала на продажу грибы, ягоды. Дети, видя, насколько тяжело родителям, стремились им помогать, без понуканий и уговоров, и не только в домашней работе. Вот один из примеров. Когда Дима и Наташа подросли, их стали нанимать пасти деревенское стадо коров, а на заработанные деньги покупали одежду.
Жизнь заставляла биться за каждую копейку. Детское пособие на двойняшек, которое помогало семье сводить концы с концами, было разным: на третьего ребенка платили повышенное, 70 рублей, а на четвертого – обычное, 40 рублей, хотя они и появились на свет в один день. В детском саду Надежде Андреевне подсказали обратиться к П. А. Астахову, бывшему в те годы уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ. Она написала письмо, ответом стало назначение повышенного пособия и на второго ребенка. А вскоре, по словам Надежды Андреевны, внесли соответствующие поправки в закон.
Постепенно финансовые трудности остались позади. Хотя судьбы детей складывались непросто, но именно мама оставалась их жизненной опорой, помогала и поддерживала, благодаря чему уже взрослые сыновья и дочери преодолевали свои проблемы. После смерти мужа Надежда Андреевна не осталась в одиночестве. Вместе с ней жили сын Дмитрий с невесткой Татьяной и внуком Никитой (ему 16 лет). Потом, по причине напряженного рабочего графика, перебрались и дочери с детьми: Настя с сыном Матвеем (14 лет), Наташа с дочерьми Ангелиной (скоро исполнится 18 лет), Машей (ей 8) и сыном Захаром (ему 13), при том, что у всех есть собственное жилье. Но без помощи мамы сейчас не обойтись, а ей спокойно, когда они рядом. Бабушка отправляет и встречает детей из школы, приготовит, накормит и домашнее задание проконтролирует. Места всем хватает, и не потому, что дом очень большой (он обычный), а потому, что это одна семья, где умеют друг друга прощать, уступать, где не делают различий между своими детьми и племянниками, у них и бюджет общий. А уж о том, что все внуки одинаково и горячо любимы своей бабушкой, и говорить нет нужды. В семейные отношения своих взрослых детей Надежда Андреевна никогда не вмешивается, по-мудрому сохраняя нейтралитет. Но если обстоятельства того требуют, мнение выскажет и постарается помирить.
Все лучшее здесь – для детей, которые не обделены ни одеждой, ни современными гаджетами. Но дети не растут при этом белоручками, они помогают во всем, особенно мальчики. Принесут сумки из магазина, ухаживают за домашней живностью (на подворье и корова, и поросята, и птица), помогают и в огороде, и в заготовке дров и сена. При этом у каждого есть свои увлечения. Захар обожает технику, прошлым летом сконструировал детский деревянный автомобиль, а на подаренные на день рождения деньги купил бензокосу. Матвей – правая рука бабушки во всех домашних заботах: и скотину покормит, и баню вытопит. Никита, помимо помощи по хозяйству, увлекается компьютерными технологиями. Маша, которой всего 8 лет, выполняет мелкие поручения по дому. Ангелина учится на 2 курсе в Демидовском техникуме на повара-кондитера, домой приезжает на выходные и каникулы, но при этом использует каждую возможность, чтобы подработать. Семья сына Андрея живет в Москве, у него на двоих с женой Ириной четверо детей – сыновья Ирины Даниил, Никита, Илья и общая дочь Варвара. Но все они, бывая в гостях, Надежду Андреевну непременно зовут бабулей.
В ее доме и сердце места хватает не только своей семье. Она и сейчас помнит, как во время учебы в школе ее, оставшуюся сиротой, привечали в семье закадычной подружки Нади Ластовской. Она помнит, как важна для ребенка, лишенного родителей, доброта и забота других людей. Поэтому без всяких сомнений в течение нескольких лет забирала на лето братьев и сестер невестки Татьяны, у которых мать умерла, а отец забыл про свои родительские обязанности. Кстати, Таня к своей свекрови обращается только на «вы», но исключительно – мама. И с каждой зарплаты старается купить ей что-нибудь вкусненькое.
С большой семьей Надежды Андреевны (хотя и не все смогли собраться) мы встретились, чтобы сделать снимок. Не могла не спросить, чему своих детей научила мама и какие качества ценят в бабушке внуки. Ответы простые. Научила всему, но главное – жизни: дружить между собой, помогать во всем, не бояться работы, быть щедрыми. А внуки любят бабушку за доброту и ее безграничную к ним любовь. У Надежды Андреевны на глазах блестели слезы. Своим детям и внукам она смогла дать то, чего в детстве была лишена сама: любящую семью, материнскую заботу и родительский дом.
Елена Школьская
Фото Евгения Качана
(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 47 от 25 ноября 2021 года.)