Терешкова Дарья: Зачем это нужно? или Как я стала поисковиком?
Уверена, что каждый человек хочет увековечить память о своем герое, воевавшем в годы Великой Отечественной войны, и передавать ее дальше своим потомкам. У кого-то в семье сохранилась лишь малая часть биографии, а у кого-то ее вовсе нет. Что же делать в такой ситуации? Неужели нет никакой возможности восстановить хотя бы часть судьбы солдата той страшной войны? Поверьте, что есть!
С этим могут помочь «люди в камуфляжной одежде», которых называют «поисковики». Все они состоят в большой организации под названием «Поисковое движение России». Чем же они занимаются, для чего и ЗАЧЕМ? Почему люди из разных районов, областей и даже стран вступают в ряды поисковиков? Это достаточно частые вопросы.
Я состою в поисковом отряде «Авангард». И мне нравится абсолютно любая деятельность, связанная с поисковыми работами. Стараюсь посещать все мероприятия и занятия, так как считаю, что мы в неоплатном долгу перед героями, защищавшими Родину. И вопроса «Почему и ЗАЧЕМ ты решила быть поисковиком?» для меня сейчас не стоит совсем.
Но как же начался мой путь в поисковое братство?
Начало
А началось все примерно в 2013 году. Я заметила то, как моя сестра часто куда‑то уходит, уезжает и всегда в какой‑то странной одежде: пятнистые штаны и куртка темно-зеленого цвета… Именно тогда я впервые увидела «людей в камуфляжной одежде». А потом она мне рассказала про поисковиков и то, что вместе они уезжают на Вахты Памяти. И примерно такой диалог у нас состоялся:
– А что такое «Вахта»?
– Это очень важное событие. Люди из разных уголков страны приезжают в одно место. Живут вместе, знакомятся, общаются, а главное – пытаются найти солдат, воевавших в 1941–1945 годах, которые все еще лежат в лесах, полях.
– А ЗАЧЕМ это все делают?
– Они возвращают их домой, туда, где они родились и жили. Тем самым они не дают забыть те подвиги, которые совершили люди в годы Великой Отечественной войны. Ну что, теперь поняла?
– Ого! Да, теперь я все поняла. А ты меня с собой возьмешь? Я тоже так хочу! Я тоже хочу помочь сохранить историю, другим буду рассказывать!
– Нет, Даш, ты еще маленькая, туда таких не берут. Давай пока будем участвовать в конкурсах, которые посвящены этой теме. А потом подрастешь и тоже пойдешь в поисковый отряд.
– Ладно, давай так.
После этого я познакомилась с командиром ПО «Авангард» В.Н. Седневым. Он пообещал, что как только я вырасту, то обязательно вступлю в ряды отряда.
Прадеды: от первого дня войны до последнего
И вот прошло около 6 лет, я выросла, мое желание не исчезло, а, наоборот, оно стало еще больше и сильнее. За это время нам с сестрой удалось восстановить часть биографии наших прадедов.
Мы узнали, что Курносов Иван Иванович родился 02.08.1914 года в деревне Яковлево Дорогобужского района Смоленской области, затем жил в деревне Фомино Дорогобужского района. Это исторически известное место, там родился и жил Герой Советского Союза Гришин Сергей Владимирович, создавший партизанское соединение «Тринадцать». В довоенные годы мой прадед Иван и Гришин С. В. были знакомы, но война уготовила каждому свою дорогу.
Мой прадед ушел на фронт в 1941 году в возрасте 26 лет. С болью и тревогой провожали родители на войну своего единственного сына. Иван Иванович прошел всю войну с 1941 по 1945, служил он в НКВД (народный комиссариат внутренних дел СССР), получил звание младшего сержанта. За проявление храбрости, стойкости и мужества в боях за Советскую Родину мой прадедушка Курносов Иван Иванович был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова и еще множеством наград.
Про другого прадедушку – Зимакова Николая Ивановича – удалось узнать совсем немного. Он родился 19.12.1914 года в деревне Катковка Пензенской области. На фронт ушел в возрасте 27 лет. На тот момент он был женат, у него было 5 детей. Трудно представить чувства нашей прабабушки Марии, провожавшей на фронт мужа, – единственного кормильца и заступника такой большой семьи. Такие обыкновенные женщины, как моя прабабушка, поднимавшие в одиночку детей в годы войны, трудившиеся в тылу на благо Родины, вынесшие все тяготы и лишения военных лет, мне кажутся тоже Героями той войны. На их хрупкие плечи легла непосильная ноша, но они выстояли.
На фронт прадед Николай ушел с первого дня Великой Отечественной войны, дошел до Берлина. Он был танкистом. За участие в героическом штурме и взятие города-крепости Кенигсберга награжден медалью «За взятие Кенигсберга».
И эти знания стали еще одним ответом на вопрос «ЗАЧЕМ?». Они воевали ради нас и нашего будущего, а мы в свою очередь должны это ценить и беречь.
И вот поисковая работа стала полноценной частью моей жизни. Сначала я просто принимала участие в различных сборах отряда, наведении порядка на братских могилах, шествиях Бессмертного полка и других мероприятиях. А позже, в 2019 году, сестра взяла меня на мою первую Вахту Памяти. Для меня это было очень волнительно, ведь я не знала там никого. Волновалась, что еще неумело работаю в поиске и может не хватить моих знаний. И все поисковики в моем представлении были серьезными и неразговорчивыми людьми. От мысли, что там будут взрослые люди, которые старше меня в несколько раз, становилось еще страшнее. Но нет, ни один мой страх не оправдался! Абсолютно каждый человек был добрым и открытым! На мое удивление на Вахте были дети и подростки. Я нашла много новым знакомых. Мне было очень интересно ходить на учебные занятия утром, выезжать в поле или в лес на поиск, а вечером слушать истории опытных поисковиков и петь песни под гитару. Каждый вечер от разных людей я получала новые ответы на вопрос «ЗАЧЕМ?».
«…Чтобы помнить. Чтобы другие помнили. Чтобы вечером раскрыть медальон и прочитать имя. Чтобы солдат вернулся домой…»
Два лета в «Чепчугово»
На Вахте Памяти я получила большое количество знаний, которые позже мне пригодились. Ведь летом 2021 года я поехала в лагерь для юных поисковиков Смоленщины «Чепчугово», который расположен в Вяземском районе. И это не совсем обычный лагерь, потому что на протяжении всей смены мы жили в палатках, участвовали в мероприятиях, а вечером собирались у костра. Все было почти так же, как на Вахте Памяти! Там я не только встретилась с уже знакомыми мне поисковиками, чему была очень рада, но и обрела новые знакомства со сверстниками, которые тоже занимаются поисковой работой. Общение со всеми было максимально интересным. Снова убедилась в том, что поисковики – невероятно интересные люди, которые готовы делиться своими историями и знаниями. Но кроме общения у нас проходили и занятия, которые были связаны с самим поиском. Мы работали с сайтами, на которых можно найти много информации о солдатах, также была работа с картами и многое другое. К нам не раз в гости приезжали очень опытные поисковики, которые рассказывали истории из поисковой жизни и давали очень много ценной информации.
В июле 2022 года я снова оказалась в уже знакомом лагере «Чепчугово» на Слете юных поисковиков Смоленщины.
В лагере собрались те, кто был на слетах раньше, а также новые юные поисковики со всех районов области. Снова нам удалось пообщаться с опытными поисковиками и получить от них знания. Но одно оставалось неизменным – душевная атмосфера и дружеские отношения. За эти два слета я добавила для себя ответы к все тому же вопросу «ЗАЧЕМ?».
«…Хочу почтить память. Для каждого человека, который сможет прийти на могилу к солдатам и сказать: «Спасибо». Чтобы вечно помнили и гордились…»
На вахту – в Ельню
А в августе этого же года я поехала на 24‑ю международную учебно-тренировочную Вахту Памяти в Ельнинском районе в составе поискового отряда «Авангард». 11 дней мы жили в полевых условиях. За это время смогла еще лучше понять и прочувствовать роль поисковиков. Каждое утром мы посещали разнообразные занятия, направленные на получение знаний обо всем, что связано с событиями Великой Отечественной войны. На других занятиях мы учились работать с приборами, выясняли, как менялось обмундирование солдат в зависимости от года его создания, слушали истории об утверждении внешнего вида медалей и за что ими награждали. Я уверена в том, что эти знания нам необходимы и в дальнейшем обязательно пригодятся.
После окончания занятий наш отряд, как и все поисковые отряды вокруг, выходил на поиск. И здесь становилось понятно, что должен знать и уметь поисковик. Большую часть дня мы проводили в лесу или в поле, слушая сигналы глубинного металлоискателя и прощупывая щупами все казавшиеся нам подозрительными места. И когда появлялась хотя бы малейшая надежда на то, что в земле лежат останки советского солдата, то отряд сразу же брался за лопаты. В этот момент все с надеждой следили за каждым комом земли, который был выложен лопатой из ямы.
И вот наконец‑то! Мы обнаруживаем останки. Тут внимательность увеличивается в 1000 раз, нельзя ничего пропустить, просматривается абсолютно вся земля, которую вытащили. Несмотря на всю нашу усталость, каждый работает и выкладывается «на все сто». В момент подъема ты пропускаешь все через себя, все эмоции смешиваются. Когда осознаешь потери людей и то, через какие муки они прошли, тебя сразу бросает в ужас. При мысли о том, что в руках ты держишь не просто останки солдата, а целую судьбу, пусть небольшую, но частичку той Великой Победы, появляется огромное чувство гордости за нашу страну, за армию и за каждый подвиг, который был в те годы.
До последнего мы раскапываем яму и укладываем все в мешки, а потом несем нашего солдата во времянку к таким же, как и он, погибшим воинам, которые сражались за Родину. За всю Вахту нам с отрядом удалось поднять двух солдат. Кто‑то скажет, что это очень мало. Но если представить все те километры, которые прошли мы по лесам и полям, те объемы земли, которые мы выкопали и пропустили в буквальном смысле слова через пальцы, станет понятно, насколько это много для нас.
Следует отметить, что у каждого отряда на Вахте своя территория, и оформлял ее каждый отряд по-своему: у кого‑то все было просто – палатки, костер, стол и лавочки, а кто‑то создавал целые арт-лагеря с фотостендами, соломенными фигурами, применяя самые неожиданные идеи. Как же удивлялись друзья, когда слышали от меня по телефону: «Сегодня утром были на занятиях в Екатеринбурге, днем зашла в Дагестан. А потом попила чай в Вязьме, а вечером вернулась в родную Рудню». Действительно, такое можно услышать только на Вахте Памяти!
Помимо суровости и серьезности, на Вахте существует общение. После тяжелого дня все старались отдохнуть, кто‑то просто находился в лагере или сидел у костра, но большинство поисковиков старались общаться между собой. Каждый вечер мне удавалось поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне и выслушать истории участников поиска из других отрядов. Разговоры были самые разные: про погоду и настроение, находки в лесу и лесной обед, но основными были темы про солдат, которых смогли поднять.
Поисковый отряд – это целая семья
Которая может не видеться месяцами, но обязательно соберется на очередной Вахте Памяти. И как в каждой команде, там есть главный человек. Именно он рассказывает план на день и дает правильный настрой каждому бойцу. В какой‑то момент это серьезный и строгий командир, а чуть позже это уже веселый и общительный друг. Это тоже является частью поискового движения. И в первый день Вахты наш командир назначил меня главной в поисковой группе. Я старалась не заострять внимание на этом, и быть все также на одном уровне с другими бойцами отряда, делать все вместе или же равномерно делить задания. И все же при этом нужно было быть чуть выше остальных, чтобы уладить сложности, помочь с решением самых разных вопросов и расставить все «по полочкам». Все бойцы отряда уже давно между собой знакомы, поэтому больших проблем у нас не было, а все возникающие трудности моментально устранялись. Каждый вечер после сбора командиров у нас был свой сбор – сбор отряда. Мы слушали и обсуждали итоги поискового дня. Последние итоги Вахты дали всем понять, что выполненная нами работа была не зря. И на все тот же вопрос «ЗАЧЕМ?» пришли новые ответы.
«…Ради новых цифр в отчетах. Ради поколения, которое гордится своими предками. Ради судьбы каждого солдата…».
Это болезнь
Вахты Памяти, слеты, лагеря и различные мероприятия… Достаточно часто я вижусь с разными поисковиками. С каждым знакомством, с каждой встречей с ними, с каждой их историей я понимаю, насколько мужественными были наши предки – участники войны! И все больше убеждаюсь, что это невероятный подвиг, за который мы в неоплатном долгу перед каждым, кто воевал. Именно поэтому мне хочется сделать как можно больше для сохранения памяти.
Когда‑то давно я услышала такую фразу: «Поиск – это болезнь. Попробовав один раз выйти в поле, ты уже не остановишься». И сейчас, глядя на других поисковиков, и по своим ощущениям, могу сказать, что это чистая правда!
Во многом именно благодаря поисковикам большая часть памяти о солдатах и их подвигах все еще жива. Ведь именно эти «люди в камуфляжной одежде» выезжают в поля и леса в любое время и в любую погоду. Все это для того, чтобы вернуть как можно больше солдат домой. Именно для таких, найденных солдат, война окончилась. Все труды поисковиков видны остальным людям. Весной 2023 года на слете «Наследники Победы» я была награждена медалью «Юный патриот Смоленщины», которая показала мне, что все мои действия действительно важны.
…А многие люди все еще ждут известий о своих родных, не вернувшихся с войны. И какая же печаль и гордость видна в глазах тех, кто прочитал фамилию и город своего родственника в одном из источников интернета с заголовком «Найден солдат! Фамилия Имя Отчество из города ******…». Такие же ощущения у тех, кто при звонке с неизвестного номера слышит голос: «Здравствуйте. Мы нашли вашего прадеда/прабабушку/дедушку/бабушку!…». А на закрытии Вахты Памяти или на захоронении видны искренние эмоции этих людей. Каждый человек на таком мероприятии испытывает огромную гордость за наших солдат, которые отдавали все силы за Победу.
И вот именно в этот момент вспоминаешь все варианты ответов к вопросу «ЗАЧЕМ?», но они все смешиваются в одно короткое слово – «НАДО!»
Фото из личного архива Д. ТЕРЕШКОВОЙ
(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 25 от 22 июня 2023 года.)
Социально значимый проект «Время помнить»