Он убит подо Ржевом
22–23 марта 2024 года в Смоленской области состоялось открытие Вахты Памяти-24. Был дан старт активного полевого поискового сезона. Но и в межсезонье у поискового братства Смоленщины много важной работы. Работа с архивными материалами, патриотические акции, ну и, конечно же, поиск родственников солдат, павших в годы Великой Отечественной войны. Об одном из таких случаев хочется рассказать подробнее.
…Как все‑таки здорово осознавать, что ты причастен к большому свершившемуся делу. А дело действительно важное и значимое. Семья через восемь десятков лет смогла узнать судьбу своего солдата Великой Отечественной войны, узнать, уже практически отчаявшись что‑то выяснить, понимая, что время не остановить и имена уходят в прошлое…
В конце декабря 2023 года в поисковом командирском чате появилась информация о том, что в московской лаборатории прочитан очередной медальон, найденный с останками солдата. Уже отличная новость!
Но дальнейшая информация взволновала душу еще больше. Солдат Купреенков Николай Афанасьевич, павший подо Ржевом, является уроженцем Руднянского района, д. Пезолы. Значит установлено новое имя нашего земляка! Конечно же, организовать поиск родственников нас не надо было уговаривать. Работа была начата практически сразу же после получения информации!
А дальше, как в небольшой детективной истории. Понимая, что в первую очередь поискать связи с потомками солдата следует на территории Любавичского сельского поселения, через бойцов ПО «Штандарт» выхожу на жителей д. Волково. И уже на следующий день появляется в нашем поиске ниточка! Купреенков Алексей, предки которого родом из д. Пезолы, живет в Рудне. На этом моменте стоит сказать, насколько же хорошие у нас в Рудне люди! Обратившись по месту работы Алексея, получаю информацию о примерном адресе его проживания. Еду на указанную мне улицу и просто захожу в одну из квартир многоэтажки с интересующим меня вопросом. Люди отвечают, что в их доме нет такого, но, скорее всего, есть в соседнем. Продолжаю искать. В подъезде соседнего дома говорят, что возможно нужный мне человек проживает в соседнем подъезде. И ни у кого ни малейшего сомнения, лишь желание помочь при магических словах: ищем родственников солдата Великой Отечественной…
Открывается дверь очередной квартиры. Выясняется, что передо мной действительно Алексей Купреенков. И вот тут самая напряженная минута: а вдруг не тот, а может не родственники, а просто однофамильцы? А ошибаться в такой ситуации нельзя, но и требовать от людей, которых ты видишь в первый раз, каких‑то доказательств почти нереально…
В ходе нашей беседы Алексей предлагает связаться по телефону со своей старшей сестрой – Галиной. Прослушав информацию, женщина замолкает на несколько томительных мгновений. А потом клубочек информации начинает распутываться.
Галина говорит медленно, с некоторым сомнением, что, возможно, это брат ее мамы. А как звали деда, увы, не помнит. Но, где‑то есть свидетельство о рождении мамы…
Вот это удача! Документ, подтверждающий родство! И снова пауза на сутки. А потом Галина позвонила сама: фамилия, имя и отчество дедушки полностью совпадают с данными отца солдата, указанными в смертном медальоне! И мама когда‑то упоминала про дядю Колю, пропавшего на войне…
Даже у меня на душе смятение, но представляю, каково племяннице, которая через 80 лет узнает о судьбе своего дяди. Мамы Галины и Алексея – сестры солдата – уже давно нет в живых. Им, потомкам, принимать решение о принятии родного человека. И звучит очень важная фраза – мы готовы его забрать и похоронить, только как, когда и сколько надо денег…
Тут уже паузу беру я – за быстрым поиском родственников даже не было времени уточнить, где находятся останки. Оказывается, солдат уже похоронен на Ржевском мемориале. А медальон, в числе многих, попал в уникальную лабораторию, где читают казалось бы нечитаемое… Криминалистическая наука сейчас говорит, что документы, написанные в годы войны химическим карандашом, могут быть прочитаны, если бумагу обработать специальными реактивами (да простят меня специалисты, если я слишком просто объясняю весь длительный и сложный процесс спасения уникальной информации солдатских медальонов).
А что же дальше? Начался новый 2024 год, время пошло своим чередом. 18 февраля поисковики Смоленщины отметили свой официальный, утвержденный областной Думой, праздник. И именно в этот день родственники героического солдата Николая Купреенкова побывали в гостях у всего поискового братства Смоленской области! На общем торжественном собрании командиров и лучших бойцов поисковых отрядов им вручили вкладыш смертного медальона солдата и медаль «Шагнувши в бессмертие», которой принято у поисковиков награждать возвращенных из небытия солдат Великой Отечественной войны. Посмертно…
Глядя со стороны на этих четверых, пожилых уже людей, видишь, насколько важна для них эта встреча, это возращение, казалось бы, уже забытого родного человека. Только скупы они, простые работящие люди, на эмоции. Лишь когда попросили сказать несколько слов со сцены, дрожь в голосе показала все волнение и благодарность. Расставался я с ними, как со своими родными людьми, которые на очень короткое время проездом смогли заехать повидаться. Хотелось сказать многое, что-то пообещать такое, чтобы запомнили, поверили, что мы от души, от всего сердца готовы помочь, что нам совсем небезразличны судьбы солдат, павших в годы Великой Отечественной войны…
Решаем, что к маю поговорим о том, как побывать им на могиле солдата, на скорбном и героическом Ржевском мемориале…
В. Седнев, командир поискового отряда «Авангард» Руднянского района