На Лайковой горе – именем капитана Пономарева
В этом году наша улица им. Пономарева отмечает свой юбилей в новой истории. В 1965 году в связи с 20-летием Победы в Великой Отечественной войне в исполком горсовета от районной комиссии по подготовке и проведению этого праздника поступило ходатайство увековечить в названии улицы память Героя Советского Союза, гвардии капитана Георгия Андреевича Пономарева, который погиб при освобождении Рудни 28 сентября 1943 года. Ходатайство было удовлетворено, и с 7 мая улица Совхозная стала носить имя Г.А. Пономарева.
Но, как вы догадываетесь, история этой улицы началась задолго до указанного года.
Сад Никифора Лайко
Улица Пономарева в некотором роде уникальна. Она объединяет в себе два топонима (топоним – имя собственное, обозначающее название объекта, или природного, или созданного человеком – ред.), хорошо известных каждому жителю города: это кирпичный завод (просто кирпичный или кирпичка) и Лайкова гора. Только следует уточнить, что наша улица, пусть и являясь центральной, все же только часть так называемой Лайковой горы.
Откуда появилось это название?
Как говорят старожилы и более молодое поколение коренных жителей, интересующихся историей своей малой родины, здесь жил помещик Лайков, у которого был большой сад. Пробуем найти подтверждение этой легенде. Помогают находящиеся в открытом доступе документы Могилевской губернии, в которую в составе Оршанского уезда входила Руднянская волость. В «Списке садовладельцев Могилевской губернии» за 1911 год под № 638 значится крестьянин Лайко Никифор, у которого в усадьбе Пудовня на площади в 1 десятину (1,09 га) росли 250 яблонь, 40 груш и 5 косточковых деревьев. Причем в Руднянской волости он был одним из трех садовладельцев. Кроме него сады имелись у Эдуарда Прус-Жуковского в имении Королево и у профессора Дмитрия Отто в Красном Дворе. (Сады росли и в Микулинской волости, но их площадь также была небольшой, по 1–2 десятины. Зато в Любавичской волости насчитывалось 6 садов, от 2 до 5 десятин, ближайший – в Центнеровке; у крестьянина Федора Шмелева на 3 десятинах имелось 700 яблонь, 40 груш и 60 косточковых). Всего же в губернском списке значатся 1372 садовладельца. Кстати, до отмены крепостного права в Российской империи полноценные фруктовые сады можно было встретить только в усадьбах помещиков. В какой-то мере они (сады) стали своего рода школой садоводства для работавших там крестьян. После отмены крепостного права начало развиваться крестьянское коммерческое плодоводство, чему в немалой мере способствовало и массовое строительство железных дорог, открывавших рынки сбыта. Судя по интернет-источникам, садоводство в Могилевской губернии было развито лучше, нежели в Смоленской, где его всплеск был зафиксирован только в 1911 году. И произошло это благодаря М.К. Тенишевой, пригласившей во Фленово в 1899 г. профессора ботаники Р. Регеля, который заложил первый в губернии питомник. В Могилевской же губернии в г. Горки подобный питомник появился в 1868 году.
В связи с коммерческим характером садоводства вполне закономерен вопрос переработки. Оказывается, сами по себе яблоки в Российской империи были большим лакомством. Их ели свежими и мочеными, сушили (кстати, из сушеных делали сидр). Также использовали в кондитерской промышленности, изготовляя пастилу, мармелад, монпансье (из фруктовых соков). Но не только на сладости перерабатывались яблоки. Как следует из утвержденных в 1914 году «Правил о выдержке, хранении и продаже виноградного вина», запрещалось добавлять к ним плодовые или ягодные вина, свежие или сгущенные плодовые и ягодные соки. Таким образом, можно сделать вывод, что у яблок и прочих фруктов было весьма широкое применение.
Но вернемся к нашей Лайковой горе. В пользу того, что здесь когда-то действительно был сад, говорят оставшиеся очень старые яблони, которые, по рассказам наших старожилов, уже были такими в 60 – начале 70-х гг., когда улица массово застраивалась. Т.К. Сильченкова вспоминает, как по дороге в начальную школу, находившуюся на железнодорожной станции, хозяева дома на самой горке угощали детей диковинными яблоками, в которых просвечивали семечки. М.М. Головачева, чей дом находится на этом участке, подтверждает сказанное: действительно, старых яблонь было много.
Во время застройки большая часть тех старых деревьев была вырублена, но некоторые еще сохранились. По мнению старожилов, дом богатого крестьянина стоял на самой макушке горы, лучшем месте для стройки и сада. По другой версии, здесь располагался только дом, а сад находился там, где сейчас экоцентр. Ничего не известно о семье Никифора Лайко. Единственное, что удалось отыскать благодаря «Памятным книжкам Могилевской губернии», издаваемым Могилевским губернским статистическим комитетом с 1853 по 1916 год, так это упоминание об Антоне Никифоровиче Лайко, титулярном советнике, православном, не один год служившем в казначействе Оршанского уезда.
Наверное, улица Пономарева одна из самых запутанных в городе. Помню рассказ человека, который лет двадцать назад в канун Дня Победы разносил ветеранам поздравительные открытки. По улице протяженностью 1,5 километра он плутал около трех часов, потому что, например, напротив дома № 46 находился дом № 63, а напротив 28-го располагался дом 49Д, и при этом на домах не было никаких указателей.
В юго-западной оконечности улицы, примыкающей к кирпичному заводу, со временем вырос и небольшой рабочий поселок, состоящий из двух параллельных и одного перпендикулярного улице переулков. Получилась этакая буква Ш с одной очень длинной и изогнутой ножкой. Часть домов построил промкомбинат, часть – сами жители. У семьи Сильченковых сохранился снимок их дома, поставленного в 1982 году. Тогда вместо переулка была только тропа, соединявшая напрямую молкомбинат и Сельхозтехнику. Судя по нумерации, в план застройки все время вносились коррективы.
Сегодня найти нужный дом гораздо проще благодаря табличкам и смартфонам, с помощью которых можно открыть подробную карту любого населенного пункта. Так что курьеры из смоленских интернет-магазинов нужный адрес находят быстро.
Подготовила Елена ШКОЛЬСКАЯ
Уважаемые жители Рудни и Руднянского района! Если у вас есть другие сведения об улицах нашего города, названных в честь людей и событий Великой Отечественной войны, старые фотографии, редакция примет любую информацию и уточнения. Вы можете связаться с нами по тел.: 4-19-42, 8-950-706-20-29.