По-настоящему семейная……

Вера Владимировна и Юрий Анатольевич, Юрий и Евгения.
Семья Катарских (на снимке не в полном составе: Вера Владимировна и Юрий Анатольевич, Юрий и Евгения.) живет и работает в д. Дворище Чистиковского поселения. У них – семейная молочная ферма, которая дает возможность иметь на столе свежие натуральные продукты  и приносит небольшой, но все же доход, чтобы думать о развитии. Излишки своей продукции (молоко, масло, сметану, творог, сыр) продают на рынках Рудни и Смоленска. И она очень востребована у покупателей.

Вот так все и собрались

Катарские приехали на Смоленщину из Волгоградской области вслед за сыном Юрием, который в 2014 году поступил в сельхозакадемию в Смоленске. На семейном совете родители решили быть поближе к сыну и через год, приехав в район, временно поселились у родственницы из д. Стаи. Им понравился наш климат – без изнуряющей жары, наш город – уютный, небольшой, чистый, нешумный, люди: и простые труженики, и руководители хозяйств, с которыми они общались, присматривая себе будущее место жительства с помещением для небольшой фермы. Для сельских жителей, которыми считают себя Катарские, работа на земле дает возможность почувствовать и силу, и защищенность, и свое призвание.

К этому времени из-за отсутствия кадров прекратила существование Дворищанская ферма СПК «Нива». На нее и предложили главе семьи Юрию Анатольевичу обратить внимание: рядом с бойкой трассой, рядом с районным центром да и до областного рукой подать. Осмотрелся сам, посоветовался с женой: все их устаивало. Но здесь засомневались члены правления СПК: может, самим еще пригодится это здание?

«Кто и когда в последний раз посещал эту ферму?» – обратился тогда председатель к присутствующим на заседании. Оказалось, никто. Чтобы не быть голословным, он посадил всех в машину и повез в Дворище. Представшая картина не порадовала глаз: от здания по существу остались одни стены, крыша прохудилась и течет, как решето; когда‑то цементные проходы разрушены, как и деревянные настилы для животных; ни воды в помещении, ни света. Что разворовано, что со временем пришло в негодность. Мнение правленцев ра­зом изменилось: «Продадим, хоть какую‑то копейку поимеем. В противном случае через год-два она не будет нужна никому».

Недалеко от фермы Катарские купили жилой дом, переехали в него. Стали одновременно обживаться и ремонтировать ферму. Спасало то, что руки у Юрия Анатольевича умелые, к труду приученные – многое делал сам, сыновья помогали. Сын Юрий женился на смоленской девушке, тоже студентке Тимирязевки. Вместе с Катей после получения дипломов решили остановиться у его родителей. Второй сын Алексей, не один год помотавшись по вахтам, устав от этой двой­ной жизни, тоже обосновался в Дворище.

Дочь Евгения с внучкой Алиной не захотели оставаться вдалеке от самых близких людей и приехали к родителям и братьям. По мнению Юрия Анатольевича, кровные родственники должны жить близко друг от друга. Чтобы и радость разделить, и помощь оказать, и поддержать при беде и неприятностях. И, конечно же, не оставить родителей одних в старости.

У всех свои комнаты в доме, общая только кухня, где за обедом, ужином обсуждаются ежедневные дела, пути решения общих проблем и дальнейшего развития. Недавно на семейном совете решили начинать потихоньку строить дом для Юрия. Ведь у них с Катей несколько недель назад родился второй ребенок – дочка София. Семья увеличивается и одной комнаты явно недостаточно. На очереди – жилье и для остальных детей. Хочется верить, что найдутся вторые половинки у Алексея и Жени, и появятся еще новые дома в деревне, как первые шаги к возрождению.

Профессии разные – дело одно

Профессии у всех членов семьи Катарских – разные, что помогает им серьезно, по-умному вести хозяйство. Юрий – экономист, за ним весь учет по затратам, доходам. Он после всех экономических расчетов предлагает, на чем можно сэкономить, а на чем не стоит, куда вложить деньги, а что еще подождет. Екатерина – бухгалтер (кстати, она пришлась всем по душе в новой семье, «и давно стала, как выразилась Женя, – нашей и по взглядам, и по характеру, и по отношению к жизни»). Так вот, Екатерина занимается всеми бухгалтерскими делами. Алексей – и тракторист, и водитель. Вера Владимировна – мама и жена – старшая по дойке. Юрий Анатольевич – и водитель, и тракторист, и слесарь, и плотник – нет деревенской работы, которую он не смог бы выполнить. Евгения получила коммерческое образование и продажей молочной продукции на рынке занимается она. Очень приветливая, доброжелательная, аккуратная и улыбчивая, у нее все продукты с уважительно-ласкательным наименованием: «молочко», «сметанка», «творожок», «маслице». Как и все члены семьи, она знает их реальную цену, цену труда, вложенного в них.

Несмотря на разнообразие профессий, все занимаются и доением, и кормлением животных, уборкой помещений, мойкой посуды, переработкой продукции и расфасовкой ее в емкости.

Все начиналось с Марты

Начиналось фермерское хозяйство Катарских с коровы Марты: ее купили первой, и хоть сейчас она заметно постарела, Женя не дает любимицу отправить на мясокомбинат. К ней тогда подкупили еще 7 коровок. Они принесли приплод, потом еще…

И сегодня на ферме – 31 голова КРС: 19 коров, остальные нетели и телята. А еще есть «хозяин» в этом стаде – бык. Последнего привозили из Ленинградской области, теперь прицениваются к тульскому.

Начали разводить айрширскую породу коров. Нравится она тем, что не так требовательна к условиям содержания и кормам. Молоком, по словам Веры Владимировны, не заливает, но оно очень вкусное. Дойное стадо планируют довести до 30 коров и на этом пока остановиться. Во-первых, помещение не позволит разместить большее количество. Во-вторых, надо учитывать свои возможности, чтобы работа приносила удовлетворение, а не вытягивала силы и здоровье. А в третьих, здесь делают основной упор не на количество, а на качество продукции. Пусть немного, но зато все натуральное. Сами родители, дети, внуки покушают свежие, без всяких добавок, продукты, и покупатели постоянные их уже оценили по достоинству. Отдельные, не дожидаясь выходных, едут прямо домой к Катарским, причем, не только из Рудни, но и смоляне. Женя переживает по этому поводу: важно, чтобы хватило продукции ее постоянным покупателям на рынке, особенно зимой, когда животные в запуске и количество молока сокращается. Прозвучит, может, несколько неожиданно, но их молоко идет на пользу страдающим аллергией. В рационе животных – сено, пшеничные отруби и ячменный размол. Ни силос, ни сенаж не используют. Планируют разработать участок земли возле дома для сочных кормов, выращивать свеклу и брюкву. Сейчас пока на расчищенном участке с гектар посеяли клевер на подкормку телятам.

Дойка на ферме двухразовая. После аппарата последние струйки додаивают руками. (Это, кстати, было обязательное требование к доению в советское время, и добросовестные доярки его выполняли). Летом для пастьбы используется электропастух, но ночуют коровы на своем постоянном месте жительства – в хлеву.

Интересуюсь у Юрия, сколько дает молока в сутки их лучшая корова. «У нас они все неплохие. В летнюю пору надой составляет от 18 до 25 литров молока от коровы. Считал недавно годовой итог – от каждой коровы получили в среднем от 3 до 4 тонн молока».

Вроде бы неплохой получается доход, но немалых расходов требует обслуживание хозяйства: свет, вода, ремонт в помещении и техники, покупка моющих и фасовочных средств. Необходимо расширение помещения для переработки молока с новым холодильным оборудованием, нужен транспорт на ферме.

Дорого обходятся корма – все они, вплоть до сена, покупные. Проблема в том, что нет в собственности земли, чтобы сено заготавливать, зерно посеять. Имеется 40 арендуемых гектаров, но это очень ненадежная сделка. Сегодня будешь ее обрабатывать, удобрять, проводить культуртехнические работы, а завтра она понадобится для каких-нибудь целей владельцу. И все твои вложения пропали. Так что земельный вопрос остается пока открытым.

Второй дом

На ферме круглосуточно находится кто‑то из членов семьи: для безопасности, для пригляда за животными – могут отвязаться; для приема отела – к будущей «маме», особенно первотелке, подходят по 3–4 раза за ночь, чтобы не упустить время в случае осложнения. Поэтому здесь оборудована комната отдыха: с широкой кроватью, большим телевизором, местом для компьютера, обеденным столом и шкафом. Тепло дает протапливаемая печь. В день нашего приезда еще горела разноцветными огнями новогодняя елка. И хоть Новый год встречают всей семьей дома (как впрочем, отмечают всегда и дни рождения каждого), но среди ночи чаще старшие Катарские возвращаются на ферму. Елка здесь ставится больше для внуков – Алины и Святослава. До Катиного декретного в дежурствах чередовались: неделю – старшие ночевали здесь, неделю – Юра с Катей. Ну а к утренней, вечерней дойкам собираются все: кто корма раздавать, кто доить, кто чистить у животных, кто посуду мыть. Делают, не оглядываясь друг на друга, – быстрей управились, больше времени останется на другие дела и отдых.

Детский автопарк у стенки

Детский автопарк на зимний период размещается прямо у стены в помещении фермы. А весной, как только коровы выйдут на пастбище, по зацементированным проходам, чистым и ровным, можешь гонять хоть целый день. Дети часто проводят здесь время – они под постоянным присмотром взрослых, и с малолетства их приучают и своим примером, и поручениями по силам к труду, к постоянным обязанностям. Алина постарше (она второклассница Чистиковской школы, успевает на «4» и «5»), уже вовсю помогает маме кормить теляток. Поэтому ждет – не дождется выходных и каникул, когда мама возьмет ее на ферму.

«Детей с детства надо приучать к труду и ответственности, – твердо уверен Юрий Анатольевич. – У них должны быть обязанности, которые возрастают по мере их взросления. Не надо их оберегать и опекать сверх разумной меры. Они все равно уйдут во взрослую жизнь. И в ней легче будет адаптироваться, когда они приучены отвечать за свои поступки, им привита главная мысль – чтобы жить, надо много трудиться: головой, руками или всем вместе – как Бог определил. И твердо знать, что ты хочешь иметь на столе: просто хлеб или хлеб с маслом и колбаской».

«Как воды испить»…

В одном помещении с коровником, только отделенные стеной, находятся хранилище для рулонов сена, мастерская Юрия Анатольевича и место для тренажеров Юрия – младшего.

Первое же, что бросилось в глаза, – яркая красная краска новенького небольшого тракторка Т‑25. «Недавно купили?» – интересуемся у Юрия Анатольевича. «Это я сам собрал», – смущенно отвечает Катарский. А такое впечатление, что он только сошел с заводского конвейера. Золотые руки у его хозяина, а еще это и увлечение в свободное время, и необходимость. Ведь на новую технику не с их доходами замахиваться, приходится покупать подержанную и вместе с сыновьями доводить до устойчивого работоспособного состояния.

Тренажеры – вотчина Юрия, здесь их несколько, на разные группы мышц, есть и боксерская груша. Как он сам признается, «хоть и хватает физической нагрузки, но позаниматься на тренажерах для меня, как воды попить». Не часто, но все же подтягиваются сюда и другие члены семьи.

Рядом с комнатой отдыха – санитарная комната, где расположены ванна для мойки доильных аппаратов, ведер, другой посуды; душевая кабина и титан для подогрева воды.

Как же без котов и собак

Марта позировать не пожелала, отобедав, улеглась отдыхать. А вот кошке погреться на теплом боку разрешила. Их, животных кошачьей породы, на ферме – шестеро, все подброшенные. В отдельном закутке им оставляют еду – не всегда охота приносит добычу, и установили специальный ящик – туалет, чтоб не гадили, где попало. На улице в будках живут четыре собаки – охранная сигнализация. Зимой они обитают около фермы, по ночам поднимая хозяев при непорядках, летом часть дежурит около летнего загона, где до осени находятся телята. Правда, недавняя встреча со стаей волков почти у самой фермы несколько обеспокоила хозяев: как бы не протоптали они сюда постоянную стежку. Слава богу, что в то утро Женя не пошла на ферму одна. Хоть и отговаривала отца не заводить машину, чтоб подвезти ее: здесь же совсем рядом, добегу. Но душа Юрия Анатольевича как что чувствовала, все равно настоял на своем. Уже на подъезде к ферме дорогу им перебежали три волка, а невдалеке в ельнике их ждали еще трое. Что могло случиться, пойди Женя одна, страшно представить.

Айрширы

Телочки айрширской породы – одной из лучших в молочном производстве. Масть у них красно-­пестрая. Они отличаются крепким здоровьем. Учитывая, что молока на их выпойку с младенческого возраста Катарские не жалеют, растут они крепкими и быстро набирают в весе.

Вместо окончания

С Катарскими никак не хотелось расставаться: открытые, добродушные, искренние, они делились своими мыслями по разным поводам, рассказывали о своей жизни безхитростно, просто, а где‑то с юмором. Казалось, разговору не будет конца, но пора и честь знать. Все вышли нас провожать до машины. Вдруг вспомнила о незаданном еще одном вопросе: «А что для души?».

Они почти в один голос ответили: «Работа, ферма – здесь наша душа. А без души не было бы смысла и начинать свое дело, особенно такое, где в тебе, в твоей заботе нуждаются живые, хоть и бессловесные, но умные существа, – наши кормильцы».

Людмила Азаркевич
Фото Сергея Соболева

Социально значимый проект «Земля – кормилица России»

(Опубликован в газете «Руднянский голос» № 8 от 23 февраля 2023 года.)

Вам может также понравиться...